2 апреля 2021 года в музейно-выставочном центре г. Боровска открылась выставка «Потаённая Русь», посвященная 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума. Автор выставочного проекта – заслуженный художник РФ Олег Иванович Молчанов. Помимо картин самого О. Молчанова в экспозицию вошли работы и других современных художников: Д. Слепушкина, Д. Белюкина, Д. Гусева, М. Шадчневой, Ю. Кондрашова, Е. Ромашко.
Ил. 1. Музейно-выставочный центр г. Боровска
Ил. 2. Олег Иванович Молчанов рассказывает о выставочном проекте. Справа: А.Г. Дурнов, Е.Я. Зотова, А.Н. Игнашин, К.В. Кожев
По замыслу устроителей выставка раскрывает перед зрителями мир старообрядческой Церкви с ее духовной историей и традициями. Поэтому в зале представлены не только живописные произведения, но и богослужебные предметы и книги, иконы и облачения из приходов Ярославской и Костромской епархии.
Ил. 3. Фрагмент экспозиции
Ил. 4. Фрагмент экспозиции
Интересным дополнением выставки стали памятники старообрядческого медного литья из московских собраний А.П. Варламова и О.Б. Тетеря. Существенную помощь в организации экспозиции меднолитой пластики оказала сотрудник научно-исследовательского отдела Музейно-информационного центра Преображенского старообрядческого монастыря к.и.н. Е.Я. Зотова. Она произвела отбор предметов меднолитой пластики в частных московских коллекциях, провела атрибуцию 50 памятников медного литья и составила для них этикетаж, сформировала комплексы произведений меднолитой пластики для экспозиции.
Ил. 5. Выступление Е.Я. Зотовой на открытии выставки
Ил. 6 – 10. Комплексы произведений меднолитой пластики на выставке «Потаенная Русь»
Кроме пластики XVIII–XIX веков, на выставке были представлены меднолитые иконы работы мастера-литейщика А.Н. Игнашина из села Анциферово Московской области. Знакомство с Андреем Николаевичем Игнашиным, этим талантливым мастером, сумевшим возродить старую технологию литья в землю, стало особенно запоминающимся для всех посетителей выставки.
Ил. 11 и 12. А.Н. Игнашин и Е.Я. Зотова с гостями выставки
По рассказам 37-летнего мастера, он обучался секретам медного литья самостоятельно, по текстам Указов "О медном мастерстве" и "Как финифтом наводить", составленных неизвестным поморским мастером в XVIII веке. Копия этих рукописных текстов, своеобразного наставления ученикам и потомкам, также представлена на выставке. «Потом же и сам упражняйся на всяком деле и ко всем наукам и будешь разумевати явственно и будешь искусен во всем», – эти заключительные слова по праву можно отнести к работе молодого мастера-старообрядца.