107061, г. Москва,
ул. Преображенский Вал, д. 17б стр. 2

Женский двор Преображенской старообрядческой обители


Женское отделение Преображенской обители устроено ещё в первые годы её существования. Из исторических источников известно об особой женской моленной, при которой было назначено поочередное служение наставников. Женский двор располагался к северу от двора мужского, что соответствовало старинным изображениям знаменитого Выго-Лексинского старообрядческого общежительства, где мужская обитель изображалась справа относительно обители женской. То есть Выговская пустынь служила прообразом при создании архитектурного ансамбля Преображенского монастыря, что символически означало также и преемственность московской федосеевской общины от духовных учителей староверческого Выга.

Изображения Выговского и Лексинского старообрядческих монастырей. Фрагмент рисованного лубка «Древо рода Андрея и Симеона Дионисиевичев»

Ил. 1. Изображения Выговского и Лексинского старообрядческих монастырей. Фрагмент рисованного лубка «Древо рода Андрея и Симеона Дионисиевичев». Первая половина XIX века. Неизвестный художник. ГИМ

После манифеста императора Александра I «О воспоследовавшем короновании Его Императорского Величества и о даровании по сему случаю разных народу милостях», изданного 15 сентября 1801 года, Илья Алексеевич Ковылин и другие попечители Преображенской обители решили благоустроить её, начав грандиозное строительство. На следующий год, в праздник Пятидесятницы, Илья Алексеевич обратился к прихожанам с предложением жертвовать средства на постройку нового женского отделения. Многие откликнулись. Крупную сумму пожертвовал московский купец и промышленник села Иванова Ефим Иванович Грачёв, поэтому новопостроенный каменный женский двор Преображенской обители в народе и стали впоследствии именовать «Грачёвкой» или «Грачёвой оградой».

Для строительства женского двора был арендован на продолжительный срок большой участок земли между Камер-Коллежским валом и старообрядческим кладбищем, ближе к Стромынской дороге, принадлежавший крестьянам села Черкизова. Для постройки корпусов и ограды женского двора был приглашен один из лучших московских архитекторов того времени – Фёдор Кириллович Соколов. Возможно, в проектировании фасадов женского двора принимал участие и архитектор Илья Данилович Жуков.

Судя по всему, первым в 1804 году был построен надвратный корпус с моленной в честь Преображения Господня, перенесенной И.А. Ковылиным из своего дома. Иконы моленной были богато украшены жемчугом и драгоценными камнями.

Под моленной устроены главные ворота для входа и въезда на женский двор. Ворота были украшены белокаменными блоками с вырезанными древними изображениями львов, двуглавых орлов, единорогов и множеством орнаментов. Этот уникальный архитектурный памятник XVII века, получивший название «Львиные ворота», происходил, по мнению современных исследователей, из московского кремлёвского Потешного дворца.

Надвратный корпус с Преображенской моленной. Вид с западной стороны. Фотография на паспарту. Начало ХХ века. Архив МПСО

Ил. 2. Надвратный корпус с Преображенской моленной. Вид с западной стороны. Фотография на паспарту. Начало ХХ века. Архив МПСО

Следующими постройками женского двора, вероятно, стали восточный Успенский, северный Покровский и южный Спасский богаделенные корпуса. Они построены в 1805 году. Тогда же, согласно плану, составленному 1805 году архитектором И.Д. Жуковым, на женском дворе построены тринадцать деревянных келий позади восточного корпуса, а сама территория двора обнесена высокой кирпичной оградой.

Успенская палата первоначально именовалась Богоявленской по домовой моленной, а простонародное название этого корпуса было «Грачёва палата», по фамилии купца Е.И. Грачёва.

Восточная (мужская) палата с Успенской моленной. Вид с северо-западной стороны. Фотография на паспарту. Начало ХХ века. Архив МПСО

Ил. 3. Восточная (мужская) палата с Успенской моленной. Вид с северо-западной стороны. Фотография на паспарту. Начало ХХ века. Архив МПСО

В 1857 году, по предписанию властей, из восточного корпуса в пять других палат переселены сто одиннадцать женщин, сам корпус закрыт, а иконы моленной перенесены в соборную часовню. В 1866 году корпус заняли призреваемые старики из преобразованного в Никольский единоверческий монастырь мужского двора, перенесен иконостас из бывшей Троицко-Богословской моленной больничного корпуса. С тех пор восточный корпус стал именоваться «мужским», а моленная при нем посвящена Успению Пресвятыя Богородицы. Эта моленная была украшена четырёхъярусным иконостасом с множеством древних икон, перед которым висело большое паникадило.

Интерьер Успенской моленной при мужской палате. Фотография на паспарту. Начало ХХ века. Архив МПСО

Ил. 4. Интерьер Успенской моленной при мужской палате. Фотография на паспарту. Начало ХХ века. Архив МПСО

12 сентября 1805 года было дано разрешение на постройку вышеупомянутых тринадцати деревянных келий с восточной стороны от Богоявленского (Успенского) корпуса. Они представляли собой одноэтажные деревянные малые и большие домики, построенные вдоль восточной и части северной и южной сторон ограды. К середине XIX века этих домиков-келий было уже сорок и они предназначались для размещения странников и богомольцев. Ещё три деревянных здания специально были предназначены для помещения больных. По распоряжению властей от 21 декабря 1853 года из этих сорока трёх деревянных строений только четыре было оставлено в целости, а остальные тридцать девять разобраны.

Палата с Покровской моленной. Вид с юго-восточной стороны. Фотография на паспарту. Начало ХХ века. Архив МПСО

Ил. 5. Палата с Покровской моленной. Вид с юго-восточной стороны. Фотография на паспарту. Начало ХХ века. Архив МПСО

Как упоминалось выше, южный корпус с моленной Всемилостивого Спаса и северный с храмом Покрова Пресвятыя Богородицы построены к 1805 году. Оба они предназначались для призрения больных и престарелых женщин и имели примерно одинаковое внутреннее устройство: кельи-комнаты на двух этажах, разделенные коридорами, большая домовая моленная в восточной части здания, увенчанная поставленной над крышей главкой с крестом.

Ближе к надвратному корпусу построены ещё две палаты. После 1808 года возведена небольшая Больничная палата («корпус прокажённых» справа от ворот, между Спасской и надвратной), получившая название Новобогоявленской (позже – женской Богоявленской) с моленной в честь Богоявления Господня и преподобного Зотика прокаженных кормителя. В 1805–1808 годах слева от ворот, между Покровской и надвратной, построена Детская или Ильинская палата с моленной во имя святого пророка Илии. Эта палата первоначально была предназначена для содержания детей-сирот и подкидышей и разделена на половины: для мальчиков и для девочек. К началу ХХ века палата использовалась для призрения женщин.

Ильинская (детская) палата. Вид с южной стороны. Фотография А.Г. Дурнова. 1991 год

Ил. 6. Ильинская (детская) палата. Вид с южной стороны. Фотография А.Г. Дурнова. 1991 год

Все шесть корпусов женского двора построены в одном архитектурном стиле, включавшем элементы готики, из кирпича произведенного на заводах Ковылина.

Есть основание полагать, что к 1805 году вокруг женского двора были сооружены лишь стены без башен. Четыре восьмигранные в плане башни построены к 1808 году. В отличие от стен мужского двора, зубчатая ограда женского декорирована не арками, а ромбами. Башни в основании шатров украшены декоративными зубцами, увенчанными белокаменными шарами, а сами шатры – двумя рядами люкарн или так называемых ложных «слухов». В одной из башен, скорее всего юго-западной, к концу XIX века помещался заводик для изготовления восковых свещей. В северной и южной стенах были сделаны боковые ворота, увенчанные трёхчастными белокаменными навершиями в форме обелисков.

Женский двор Преображенской старообрядческой обители. Фотография. Начало ХХ века

Ил 7. Женский двор Преображенской старообрядческой обители. Фотография. Начало ХХ века

Пожалуй самым значительным сооружением женского двора стала возведенная в его центре соборная часовня в честь Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, имеющая классический вид русского православного храма – с главами, увенчанными осмиконечными крестами, с массивной колокольней и трапезной. Разрешение на её строительство получено старообрядцами от властей 21 июня 1811 года. В архитектуре Крестовоздвиженской часовни угадываются мотивы как готики, так и древнерусского зодчества. С запада, севера и юга храм имеет входы с коваными металлическими дверями. Интерьер храма был богато украшен древними иконами новгородского, строгановского, московского писем; многие иконы были в серебряных вызолоченных окладах, украшенных жемчугом и драгоценными камнями. Со сводов основной части спускалось большое паникадило, перед образами были поставлены большие серебряные подсвечники с толстыми восковыми свещами. По бокам главного «первого» иконостаса находились обширные клироса, украшенные иконами и хоругвями. В трапезной части находился «второй» иконостас и со свода спускалось паникадило поменьше.

Крестовоздвиженская соборная часовня. Фотография на паспарту. Начало ХХ века. Архив МПСО

Ил. 8. Крестовоздвиженская соборная часовня. Фотография на паспарту. Начало ХХ века. Архив МПСО

В 1852 году соборная часовня запечатана по распоряжению властей, после чего предписывалось совершать богослужения лишь в оставшихся незакрытыми моленных при богаделенных корпусах. Летом 1868 года федосеевцы ходатайствовали распечатать часовню. В том же году её разрешено отремонтировать, а в 1869–1870 годах она, наконец, распечатана.

На колокольне Крестовоздвиженской часовни первоначально было только два колокола — праздничный и повседневный. В августе 1853 года производить звон было запрещено властями, позже колокола были совсем сняты с колокольни. 28 марта 1906 года на колокольню подвешены два новых колокола весом около пятидесяти и ста пудов. 30 марта того же года после более полувека молчания в них был произведен первый торжественный звон.

Интерьер Крестовоздвиженской часовни. Второй иконостас. Фотография на паспарту. Начало ХХ века. Архив МПСО

Ил. 9. Интерьер Крестовоздвиженской часовни. Второй иконостас. Фотография на паспарту. Начало ХХ века. Архив МПСО

Внутри женского двора царили образцовые порядок и чистота. Ежедневно в моленных, корпусах и на территории производилась тщательная уборка. Свободные пространства между корпусов были разбиты под скверы, украшавшиеся летом клумбами цветов. К началу ХХ века площадь перед Крестовоздвиженской часовней и дорожки, ведущие в корпуса, были покрыты асфальтом.

Вокруг монастыря с течением времени возведены многие другие здания, в которых жили певчие, прихожане и паломники, были устроены иконописные и меднолитейные мастерские. Поодаль от корпусов и палат находился так называемый «отеческий дом» – просторное каменное двухэтажное здание, в котором жили наставники. Напротив него, со стороны мужского двора, стоял обширный дом смотрителя – постоянно жившего здесь чиновника московского генерал-губернатора, наблюдавшего за Преображенским богаделенным домом.

Северо-западная башня женского двора и кирпичные сараи начала XIX века. Фотография. 1933 год

Ил. 10. Северо-западная башня женского двора и кирпичные сараи начала XIX века. Фотография. 1933 год

Ещё в начале XIX века перед женским двором, непосредственно примыкая к нему, построены соединённые между собой под прямым углом ряды приземистых кирпичных сараев для хранения дров и капусты.

* * *

К юго-западу от главных ворот женского двора, по адресу Преображенский вал, 19 стр. 2, сохранилось трёхэтажное кирпичное здание бывшей больницы Преображенской старообрядческой общины, построенное в 1912–1914 годах по проекту знаменитого архитектора Л.Н. Кекушева.

Здание больницы Преображенской старообрядческой общины, занятое туберкулезным диспансером №8. Фотография. 1933 год. Частное собрание

Ил. 11. Здание больницы Преображенской старообрядческой общины, занятое туберкулезным диспансером №8. Фотография. 1933 год. Частное собрание

До постройки этой больницы врачебная помощь при Преображенской старообрядческой общине оказывалась не только призреваемым и служащим Богаделенного дома. Каждую неделю, по понедельникам и четвергам, в лечебнице общины производился бесплатный приём и выдача лекарств для больных любого вероисповедания. За помощью в лечебницу обращались не только жители Преображенского, Черкизова и близлежащих мест, но и достаточно отдалённых уголков Москвы.

Совет Преображенской общины приложил немало сил и забот по приисканию средств на постройку новой больницы. Главной и первой жертвовательницей в этом деле стала Ксения Ивановна Соколова, пожертвовавшая одиннадцать тысяч рублей.

Больница учреждалась для неимущих христиан федосеевского согласия и была рассчитана на 24–30 мест. Планировалось устройство хирургического и внутреннего отделений, а также открытие отделения платного с общими палатами и отдельными комнатами.

Торжество закладки больницы при Преображенской старообрядческой общине. Фотография на паспарту. 1912 год. Архив МПСО

Ил. 12. Торжество закладки больницы при Преображенской старообрядческой общине. Фотография на паспарту. 1912 год. Архив МПСО

Совет общины поручил архитектору Л.Н. Кекушеву составить проект, который обсуждался на нескольких совещаниях и после внесённых изменений утверждён. Согласно проекту, здание должно было быть трёхэтажным, с центральным водяным отоплением и искусственной вентиляцией. Планировалось устройство кухни, прачечной, дезинфекционной камеры, помещений для служащих, приемной, кабинета врача, аптеки и т.д. На третьем этаже, в хирургическом отделении предполагались устройство стерилизационной, операционной и перевязочной, маленького анатомического театра, ледника, моленной и служебных помещений. На всех этажах – уборные и ванны.

Торжественная закладка больницы состоялось в воскресенье 22 апреля 1912 года. В этом же году здание больницы было сооружено вчерне, оставалось лишь его внутреннее обустройство.

Палаты лазарета, устроенного в больнице Преображенской старообрядческой общины. Фотография. Альбом деятельности Московского городского управления по оказанию помощи больным и раненым воинам и их семьям 1914-1915 гг.: снимки некоторых типичных лазаретов. М., 1916

Ил. 13. Палаты лазарета, устроенного в больнице Преображенской старообрядческой общины. Фотография. Альбом деятельности Московского городского управления по оказанию помощи больным и раненым воинам и их семьям 1914-1915 гг.: снимки некоторых типичных лазаретов. М., 1916

Но началась Первая мировая война, и 27 июля 1914 года на общем собрании общины было определено предоставить здание больницы под лазарет на семьдесят пять мест «для лечения и содержания в нём на средства общины раненых страдальцев-воинов наших». На организацию и оборудование лазарета были пожертвованы крупные суммы.

Вскоре был приглашен необходимый медицинский персонал и лазарет начал функционировать.

Крестовоздвиженская часовня. Вид с южной стороны. Фотография А.Г. Дурнова. 1991 год

Ил. 14. Крестовоздвиженская часовня. Вид с южной стороны. Фотография А.Г. Дурнова. 1991 год

* * *

Приход к власти большевиков очень скоро отразился на жизни Преображенской старообрядческой общины. В 1918 году здания и всё имущество внутри обители поступило в ведение юридического отдела Московского совета рабочих и красноармейских депутатов, а осенью этого года власти приступили к экспроприации. В сентябре у общины отобраны скотный двор с молочной фермой и больница.

Вообще старообрядцы и, в частности, беспоповцы были одними из первых конфессий, которые испытали на себе всю тяжесть антирелигиозной политики большевиков. Исторически сложилось так, что большинство беспоповских молитвенных храмов размещалось внутри жилых помещений, подальше от посторонних глаз. Из-за этого большая часть старообрядческих моленных приравнивалась новыми властями к домовым церквам и, согласно советскому законодательству, подлежала ликвидации. Этот процесс непосредственно коснулся храмов Преображенкой старообрядческой общины.

В начале 1919 года власти приняли решение реквизировать Богоявленскую, Ильинскую и Преображенскую моленные женского двора.

Возмущенные члены общины 8 февраля этого года провели чрезвычайное собрание, в котором участвовало свыше трёхсот пятидесяти прихожан всех семи моленных обители из Преображенского, Черкизовского и Семёновского районов. Тогда верующим удалось отстоять свои моленные.

Однако в 1922 году Бауманский райсовет вновь поднял вопрос о ликвидации моленных в надвратном и других корпусах. И на этот раз власти добились своего. Одна за другой моленные на женском дворе стали закрываться, а иконы из них переноситься в Крестовоздвиженскую соборную часовню.

На рубеже 1922–1923 годов закрыта Ильинская моленная (корпус № 5). В первой половине 1923 года ликвидирована надвратная Преображенская моленная (корпус № 1), а его уникальный ажурной работы металлический иконостас со вставками из разноцветной слюды и двухсот двадцатью иконами XVI-XVII веков был разобран. В бывшее молитвенное помещение заселены инвалиды. «Львиные ворота», украшавшие надвратный корпус, в 1930 году вывезены в музей-усадьбу «Коломенское» известным архитектором-реставратором Петром Дмитриевичем Барановским.

Спасская моленная (корпус № 4) ликвидирована в начале 1920-х годов. Покровская (корпус № 3) закрыта августе 1923 года. После нескольких попыток закрыть Богоявленскую моленную (корпус № 2) во второй половине 1920-х годов властям все-таки удалось это сделать.

Весной 1934 года последней была закрыта Успенская моленная восточного мужского корпуса (№ 6), которую власти планировали переоборудовать под детский сад и ясли. Впоследствии этот корпус занимали различные организации, а с 1960-х годов – отделение милиции №30.

На долгие годы все корпуса женского двора были заняты под жильё и различные учреждения. В 1980-е – 1990-е годы Ильинский корпус отремонтировали и его заняло строительное управление № 244. В надвратном корпусе обосновалась торговая база Куйбышевского райпищеторга, продуктовые склады которой разместились в рядах кирпичных сараев, выходящих на улицу Преображенский вал. В Спасском корпусе помещалось Московское отделение ЦНИИ связи. В 1990 году здание с бывшей Покровской моленной занимал отдел вневедомственной охраны. Богоявленский корпус был занят строительным управлением №6 Куйбышевского района.

«Львиные» ворота. Фотография. Около 1928-1929 годов

Только Крестовоздвиженская соборная часовня оставалась единственным центром и символом духовной жизни для старообрядцев старопоморского (федосеевского) и других беспоповских согласий живших на территории СССР и в зарубежье. В 1920-е – 1930-е годы сюда переносились иконы и убранство из закрытых моленных федосеевского согласия, как Преображенского, так и других районов Москвы. В годы советской власти внутри храма можно было увидеть поразительное обилие икон, занимавших практически всё пространство стен, простенков и подоконников.

Вид Преображенского богаделенного дома и села Черкизова, с монастырской колокольни

Ил. 16. Вид Преображенского богаделенного дома и села Черкизова, с монастырской колокольни. Видна площадь внутри стен женского двора, на которой в 1932 году устроен рынок. Фотография. Конец XIX века. Из альбома П.В. Синицына «Московский Никольский единоверческий монастырь. Фотографические снимки видов окрестностей и древних икон монастыря». М., 1883

В 1932 году на месте снесенных ещё в середине XIX века келий женского двора старообрядческого монастыря, к востоку от Успенского корпуса устроен Центральный рынок-базар Сталинского района, существующий по сию пору под именем «Преображенского».

Здание больницы Преображенской общины вскоре после 1918 года передано в ведение Минздравотдела, а с 1929 года здесь устроен противотуберкулезный диспансер № 8. Ныне здание больницы признано памятником архитектуры (как вновь выявленный объект) и в 2017 году передано Преображенской старообрядческой общине.

В июле 1993 году положено начало возвращения зданий женского двора Преображенской обители его законным владельцам – христианам старопоморского (федосеевского) согласия. В истории монастырского ансамбля наступила новая эпоха – возрождения полуразрушенного и полузабытого наследия.