107061, г. Москва,
ул. Преображенский Вал, д. 17б стр. 2

Создание архива Преображенской старообрядческой общины г. Москвы, состав фондов и главные открытия

Архив Преображенской старообрядческой общины г. Москвы был создан в 2020 году как сектор научно-исследовательского отдела при Совете православных церковных приходов Преображенского монастыря .

Инициаторами создания архива выступили председатель Преображенской старообрядческой общины г. Москвы А.И. Лобза, сопредседатель Совета православных церковных приходов Преображенского монастыря В.А. Кожев и директор благотворительного фонда Преображенского старообрядческого монастыря К.В. Кожев.

В 2021 году научно-исследовательский отдел и архив Преображенской старообрядческой общины как самостоятельные структурные подразделения вошли в состав Музейно-информационного центра Преображенского старообрядческого монастыря, созданного в рамках гранта .

На момент написания данной статьи (ноябрь 2022) архив продолжает принимать документы общины. Процесс передачи документов осуществляется небольшими партиями. По мере их систематизации корректируется состав фондов.

Зотова и А.Г. Дурнов разбирают документы из нового поступления

Илл. 1. Е.Я. Зотова и А.Г. Дурнов разбирают документы из нового поступления

СОСТАВ ФОНДОВ АРХИВА

В настоящее время архив имеет следующие отделы: письменных источников, фотодокументов, календарей. Постепенно формируются отделы периодики, изобразительных материалов и печатных изданий. Фонды архива имеют следующий состав.

Отдел письменных источников (ОПИ)

*Фонд Преображенской старообрядческой общины;

*Коллекция поздравительных посланий, адресованных руководству Преображенской старообрядческой общины г. Москвы;

*Фонды личного происхождения:

  • Быкадоров С.Т.
  • Валетов В.Е.
  • Заволоко И.Н.
  • Лобза А.И.
  • Самохины-Купцовы-Снегиревы
  • Семенов П.С.
  • Сергеев М.С.
  • Чуванов М.И.

Самым ранним документом в архиве является квитанция 1869 года об оплате бумажной пряжи господином Зыковым, который, вероятно, являлся членом Зуевской старообрядческой общины поморского брачного согласия, находившейся при храме Рождества Богородицы.

Счет господину Зыкову от В.Н. Кафтанникова из Лавки в Нижнем Игольном ряду на Варварке в Москве

Илл. 2. Счет господину Зыкову от В.Н. Кафтанникова из Лавки в Нижнем Игольном ряду на Варварке в Москве. 15 апреля 1869 г. 1 л. Бумага, чернила. 20,9 х 18,3 см. ОПИ. Фонд Преображенской старообрядческой общины г. Москвы. Без шифра (фонд в процессе формирования)

Самые поздние документы, переданные Преображенской общиной в Архив, датированы 2022–2023 годами.

Поздравительные Рождественские послания от предстоятеля Русской православной старообрядческой церкви митрополита Московского и всея Руси Корнилия и архиерея Русской православной церкви, митрополита Волоколамского Илариона

Илл. 3. Поздравительные Рождественские послания от предстоятеля Русской православной старообрядческой церкви митрополита Московского и всея Руси Корнилия и архиерея Русской православной церкви, митрополита Волоколамского Илариона. ОПИ. Коллекция поздравительных посланий, адресованных руководству Преображенской старообрядческой общины г. Москвы. Без шифра (фонд в процессе формирования)

Большинство переданных материалов датируются советским периодом: второй половиной 1930-х – началом 1990-х годов. Именно эти документы представляют наибольшую историческую ценность, т.к. до сих пор советская страница истории Преображенской общины остается наименее изученной.

Доверенность на получение дров, выданная инвалидным домом старообрядцев «Преображенск» Максиму Сергеевичу Сергееву

Илл. 4. Доверенность на получение дров, выданная инвалидным домом старообрядцев «Преображенск» Максиму Сергеевичу Сергееву. 1 февраля 1936 года. 1 л. Бумага, чернила. 20,7 х 17,7 см. ОПИ. Фонд Сергеева М.С. Без шифра (фонд в процессе формирования)

Документы 1930-х годов заслуживают особого внимания, т.к. в них фигурируют имена членов общины, подвергшихся политическим репрессиям. Их следственные дела хранятся в Государственном архиве РФ. Сотрудники научно-исследовательского отдела Музейно-информационного центра ведут работу по их выявлению.

Список двадцатки от группы верующих старообрядцев старопоморского согласия беспоповцев Преображенского кладбища

Илл. 5. Список двадцатки от группы верующих старообрядцев старопоморского согласия беспоповцев Преображенского кладбища. Список утвержден инспектором по вопросам культа при Моссовете 10 ноября 1937 г. ОПИ. Фонд Преображенской старообрядческой общины г. Москвы. Без шифра (фонд в процессе формирования)

Из поздних документов, находящихся в отделе письменных источников, особого внимания заслуживает коллекция заявлений о крещении 1977–1986 годов. Однако, в соответствии с Федеральным законом об архивном деле в Российской Федерации №125–ФЗ от 22.10.2004 (гл. 6 «Доступ к архивным документам и их использование», ст. 25 «Ограничение на доступ к архивным документам», п. 3) , информация из этих заявлений может быть предоставлена только родственникам граждан, указанных в бумагах, после подтверждения родства.

Отдел календарей (ОК)

*Календари-журналы

*Календари-указатели

*Фрагменты календарей

Старообрядческий церковный календарь на 1962 год

Илл. 6. Старообрядческий церковный календарь на 1962 год

Самый ранний старообрядческий календарь-указатель в собрании Архива – на 1947 год. 30,7 х 23,4 см

Илл. 7. Самый ранний старообрядческий календарь-указатель в собрании Архива – на 1947 год. 30,7 х 23,4 см.

Отдел фотодокументов (ОФ)

Фонд 1. Фотографии конца XIX – начала ХХ века.

Опись 1. В данную опись вошли 13 ед. хр.: 1 фотоальбом и 24 фотографии на паспарту, сгруппированные в 12 ед. хр. На снимках запечатлены виды Преображенского богаделенного дома, закладка Покровской моленной в Серпухове (1908 г.) и больницы на Преображенском кладбище (1912 г.), сцена похорон и другие сюжеты. Некоторые снимки имеют на обороте интересные надписи, требующие изучения и проверки. Фотографии поступили в общину в начале 1990-х годов.

Внутренний вид Крестовоздвиженской соборной моленной. Фотография на паспарту

Илл. 8. Внутренний вид Крестовоздвиженской соборной моленной. Фотография на паспарту. Конец XIX – начало ХХ века (?). Размер паспарту 26,8 х 20,8 см. Размер фотографии 16,4 х 11,5 см. ОФ. Ф.1. Оп.1. №4.

Освящение перестроенного храма Рождества Пресвятой Богородицы в Зуево

Илл. 9. Освящение перестроенного храма Рождества Пресвятой Богородицы в Зуево. Крестный ход выходит из храма. 22 декабря 1913 г. ОФ. Ф.1. Оп. 1. №13. Л.7.

Фонд 2. Фотографии советского 1917–1991 гг.

Опись 1. В опись вошло 7 ед. хр. Большая их часть представляет фотокопии произведений живописи и дореволюционных публикаций.

Фонд 3. Фотографии, созданные после 1991 г.

Опись 1. I Молодежный паломнический лагерь «Выгорецкая обитель». 2000г. В опись вошло 12 ед. хр.

Фотографии участников I Молодежного паломнического лагеря «Выгорецкая обитель»

Илл. 10. Фотографии участников I Молодежного паломнического лагеря «Выгорецкая обитель». ОФ. Ф.3. Оп.1. №№ 1, 2, 5

Фонд 4. Личные коллекции.

Опись 1. Коллекция А.Я. Болотиной. 9 ед. хр.

Опись 2. Коллекция NN. 17 ед. хр., из них 16 фотографий и 1 фотоальбом.

В 2002 году Вера Алексеевна Болотина, дочь Агриппины Яковлевны Болотиной, передала в общину 8 фотографий. Из них одна датируется началом ХХ века, а остальные были сделаны в советский период, предположительно, в 1960-х годах. На них запечатлены причетницы Крестовоздвиженской соборной моленной, певшие на правом клиросе: Агриппина Яковлевна Болотина, Дария Фроловна Голышева, Матрена Петровна Панова, Наталья Максимовна Першина, Мария Петровна Сенюгина.

Фотографии, переданные в Преображенскую старообрядческую общину В.А. Болотиной

Илл. 11. Фотографии, переданные в Преображенскую старообрядческую общину В.А. Болотиной. Оф. Ф.4. Оп.1. №№ 2, 3, 4, 6, 8

ГЛАВНЫЕ ОТКРЫТИЯ

Фонд М.И. Чуванова (1890–1988)

Михаил Иванович Чуванов – крупный собиратель книг, полиграфист, глубокий знаток истории старообрядчества, председатель Преображенской старообрядческой общины с 1967 по 1988 год.

На сегодняшний день его фонд включает книги учета отправки церковных календарей, ведомости заказных бандеролей, талоны к почтовым переводам за календари, переписку со старообрядческими общинами бывшего СССР и несколько папок документов россыпью, которые еще предстоит разобрать.

Документы М.И. Чуванова, переданные в Архив: ведомости об отправке календарей, листки с опросом, пачки писем и талонов к почтовым переводам

Илл. 12. Документы М.И. Чуванова, переданные в Архив: ведомости об отправке календарей, листки с опросом, пачки писем и талонов к почтовым переводам

Настоящим открытием стали более 600 писем, адресованных М.И. Чуванову из самых разных уголков СССР. Наивные и официальные, трогательные и «строгие» – объединяет эти письма одно: просьба, иногда почти мольба, выслать церковные календари.

«Моя просьба: убедительно, Бога ради, прошу принять мой заказ на 3 экземпляра календаря. По получении от вас ответа я могу выслать вам деньги переводом» (письмо 1970 года от Якова Федоровича С. из г. Верхний Уфалей Челябинской области).

«Чуванову Михаилу Ивановичу. Мир вам и всей вашей общине от Бога Отца, а также лучшие пожелания и сердечный привет из далекой Сибири, а также поздравления с приближающимся великоторжественным праздником Рожества Христова. Известная вам (в прошлом году выписывала старообрядческий календарь) Васса Евст[игнеевна]. Разрешите к вам обратиться и на новый год, на 1970, заказать пару календарей. Простите, не знаю, деньги сразу можно – нет перевести, решила прежде спросить и по получении ответа переведу. Прошу не отказать в моей просьбе» (письмо от Вассы Евстигнеевны С. из г. Барабинск).

Поясним, что с 1954 года старообрядческий церковный календарь издавался несколькими соиздателями: Высшим Старообрядческим советом Литовской ССР, Рижской Гребенщиковской общиной, Московской Поморской общиной и Московской Преображенской общиной.

Сотрудники научно-исследовательского отдела приступили к разбору переписки М.И. Чуванова. 2020 год

Илл. 13. Сотрудники научно-исследовательского отдела приступили к разбору переписки М.И. Чуванова. 2020 год

В Преображенской общине именно М.И. Чуванов, помимо прочих обязанностей, всецело занимался вопросами церковного календаря: готовил тексты публикаций, отвечал на письма единоверцев, составлял списки для рассылки издания, отслеживал поступление денежных переводов.

В своих письмах отправители поздравляли Михаила Ивановича с праздниками; просили выслать книги, лестовки, нательные крестики; благодарили за посылки с лекарствами; задавали вопросы по содержанию богослужебных текстов; вскользь рассказывали о своих невзгодах; хотели узнать новости о прошедших конференциях…

«Михаил Иванович, хочется с Вами познакомиться лично, полагаю, что от Вас можно получить много «душеполезного». Поеду к сыну в Москву, постараюсь побывать у вас в храме», – писал в 1970 году Василий Павлович С. из д. Александровка Муромского района Владимирской области.

Иван Петрович Ч. из г. Лысьва Пермской области писал в феврале 1970 года: «Здравствуйте, многоуважаемый по Христе брате Михаил Иванович! Во-первых, шлю пламенный привет и от души желаю доброго здоровья и благополучия в вашей жизни и службе на благо христианского общества. И сообщаю, что ввиду болезни не смог сделать вам заказ на календарь на 1970-й год – лежал в больнице. Если есть возможность, не оставьте, Господа ради, ответьте в коротких словах. Деньги я вышлю немедленно. Я от вас получал за 1969 год, т.е. в прошлом годе. С братским приветом, ваш доброжелатель Черепанов И.П. И также и братии низкий поклон».

Иона Егорович З. из с. Кошки Куйбышевской области в апреле 1970 года писал М.И. Чуванову: «С христианским приветом к Вам. Прошу Вас, сообщите, когда будет выслан старообрядческий церковный календарь согласно нашей заявке на 1970 год. Деньги нами были высланы почтовым переводом 26 января 1970 г. по квитанции №1418 3 руб. 50 коп. Одновременно прошу Вас, сообщите нам в г. Загорске в Троице-Сергиевой Лавре с 1 по 4 июля 1969 г. была конференция церквей и религиозных объединений приезжих людей из разных стран, верующих по своему убеждению; наверное, много было вопросов, и на вопросы // ответы и постановления. Просим Вас, сообщите, какую книгу или сборник написан о выше указанной конференции. Укажите, по какому адресу можно будет выписать (его название). В просьбе прошу не отказать».

Михаил Иванович ответил кратко, при этом сообщив Ионе Егоровичу исчерпывающую информацию относительно сборника конференции. Ответ был отправлен из Москвы 17 августа 1970 года: «Уважаемый Иона Егорович! На Ваше письмо по поводу конференции всех церквей 1-4-го июля 1969 года в Троице-Сергиевской Лавре сообщаем: Материалы по конференции опубликованы в журнале «Московская Патриархия» №№ 8, 9, 10 за 1969 год, а также, возможно, будет издано отдельно. Выписать можно только из редакции журнала по адресу: Москва Г.435 Новодевичий проезд д.№1, журналу «Московская Патриархия». С уважением к Вам, Чуванов М.И.».

М.И. Чуванов печатал ответы на машинке и ставил внизу свою подпись. В редких случаях ответы возвращались обратно. В ряде случаев М.И. оставлял себе копию ответа. Благодаря этому в документах Преображенской общины сохранилось несколько писем Чуванова, адресованных в регионы.

А.Г. Дурнов разбирает переписку М.И. Чуванова

Илл. 14. А.Г. Дурнов разбирает переписку М.И. Чуванова

Заметим, что география переписки весьма обширна: города Алапаевск, Барабинск, Верхний Уфалей, Заводоуковск, Караганда, Копейск, Краматорск (Донецкая область Украины), Куйбышев, Курган, Лысьва, Минусинск, Новгород, Пермь, Уфа, поселки Таватуй и Темиртау и многочисленные села бывшего СССР.

Столь высокий авторитет М.И. Чуванова среди региональных общин привел к появлению мошенников, выдававших себя за его друзей. В архиве общины выявлены листовки следующего содержания: «Предупреждение. Ездит по общинам и отдельным гражданам А…ОВ АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ, татарин, выдает себя за старообрядца и хорошо знакомого М.И. Чуванову, а фактически – это аферист и вымогатель. Будьте осторожны – не верьте ему, не допускайте и не оказывайте ему помощи. Предупреждайте об этом и других, чтобы не нажить беды. 28 марта 1877 года».

Всего в архиве общины выявлено 5 машинописных экземпляров данного информационного листка: на листах форматом А5, без подписи Чуванова, – и один рукописный экземпляр, возможно, черновик данного послания.

Работа по подготовке выпусков старообрядческого календаря на долгие годы связала М.И. Чуванова с известным деятелем старообрядчества Иваном Никифоровичем Заволоко (1897–1984). Настоящей жемчужиной архивного собрания общины стала коллекция писем И.Н. Заволоко, адресованных не только М.И. Чуванову, но и другим членам московской Преображенской общины.

Фонд И.Н. Заволоко (1897–1984)

В фонде И.Н. Заволоко насчитывается 124 ед. хр. Это письма, адресованные матери и дочери Болотиным, Е. Н. Юрьевой и П.С. Володиной.

В архиве общины сохранилось более 70 писем И.Н. Заволоко, адресованных причетнице Преображенской общины Агриппине Яковлевне Болотиной (ум. 1.03.1972) и ее дочери Вере Алексеевне Болотиной, которая и передала в свое время фотографии и всю переписку, продолжавшуюся с 1959 до 1981 годы.

По словам самого И.Н. Заволоко, в лице А.Я. Болотиной, певчей на правом клиросе Крестовоздвиженской соборной моленной, он нашел «духовно близкого человека». Именно с ней, ставшей одной из его незаменимых преображенских помощниц в организационных делах по работе над очередным выпуском старообрядческого календаря, он делился своими проблемами, сообщал о дате своего очередного приезда из Риги в Москву. В большинстве этих писем находим его глубокие размышления о вере и о смысле жизни, о значении четырехдесятницы в жизни православного человека и о духовной радости в великий праздник Воскресения Христова… Систематизацией писем И.Н. Заволоко занимается ст.н.с. Е.Я. Зотова.

Фонд С.Т. Быкадорова (1922–2011)

Среди документов Преображенской общины были выявлены письма иконописца Семена Терентьевича Быкадорова. Его имя хорошо известно современникам. В 1950-е годы С.Т. Быкадоров начал изучать основы иконописания у Евфимия Кекишева (1892–1980), ученика Гавриила Евфимовича Фролова (1854–1930). В конце 1950-х – начале 1960-х годов Быкадоров обучался реставрационному мастерству у Феодора Антоновича Каликина (1876–1971), старовера-поморца, общепризнанного реставратора станковой живописи, работавшего в Эрмитаже. Затем Быкадоров проходил стажировку в Москве: в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева и во Всесоюзном научно-исследовательском институте реставрации. В 1990-е годы реставрировал иконы и фрески в храме белокриницкой общины в Новгороде, писал иконы для старообрядческих моленных г. Борисова и Латвии . Концом 1990-х годов датируются письма, которые С.Т. Быкадоров адресовал председателю московской Преображенской общины Андрею Иосифовичу Лобза.

Все письма С.Т. Быкадорова написаны каллиграфическим почерком, а одно украшено заглавной буквицей

Илл. 15. Все письма С.Т. Быкадорова написаны каллиграфическим почерком, а одно украшено заглавной буквицей