107061, г. Москва,
ул. Преображенский Вал, д. 17б стр. 2

К постоянной экспозиции музея

Зал №4 «История московского медного литья»

Зал №4 «История московского медного литья»

На экспозиции «Из земли – к небесам»


Ил. 1. На экспозиции «Из земли – к небесам»

«Из земли – к небесам»

Преображенское медное литье

«Потом же и сам упражняйся на всяком деле и ко всем наукам
и будеши разумевати явственно, и будешь искусен во всем»

Из указа «Как финифтом наводить»

Этим словам из поморского указа XVIII века, написанного неизвестным мастером-старообрядцем, следовали и талантливые московские «меднолитные художники».

На экспозиции зала, посвященного истории преображенской старообрядческой меднолитой пластики конца XVIII – начала XX века, представлены памятники из сохранившегося собрания старообрядческой общины федосеевского согласия и частных коллекций Москвы. Впервые можно видеть реконструкцию отдельных этапов литейного процесса, которую выполнил мастер-старообрядец Андрей Николаевич Игнашин из подмосковной деревни Анциферово.

Особенность этой экспозиция в том, что она размещается в непосредственной близости от тех мест, где когда-то находились кузницы и литейные мастерские. Именно в этом историко-культурном и мемориальном пространстве, на территории частных домовладений на улице Девятая Рота, располагались медные заведения, в которых отливались кресты, иконы и складни для старообрядцев федосеевского согласия всей России.

Одно из сохранившихся строений медного и серебряного заведения М.И. Соколовой (совр. адрес – улица Девятая Рота, дом 27, стр. 2)

Ил. 2. Одно из сохранившихся строений медного и серебряного заведения М.И. Соколовой (совр. адрес – улица Девятая Рота, дом 27, стр. 2)

Главной причиной такого скрытого существования медного промысла стал известный указ Петра I от 31 января 1723 года, запрещавший повсеместное производство и бытование медного литья, которое с древности получило распространение в Москве и ее окрестностях. Так, согласно этому Указу следовало: «…медные и оловянные литые иконы, где обретаются, кроме носимых на персех крестов, по тому ж в ризницы обрать для того: выливаются оные зело не искусно и не изобразительно и тем достойной чести весьма лишаются, чего ради таковые, обрав, употребить на церковные потребы; и о том, чтоб оных икон отныне впредь не лить и обретающимся купеческим людям в рядах продажу оных воспретить…».

Образцами для работы московских литейщиков стали медные кресты и складни, созданные выговскими мастерами. Продукция мастерских Выговского старообрядческого поморского общежительства, основанного осенью 1694 года, была лучшей за всю историю существования промысла. По точному выражению старообрядца Ф.А. Каликина (1876–1971), это литье мастерами «доведено было до совершенства, какого еще ни древняя Русь, ни новая Российская империя не знала».

Представленные на экспозиции меднолитые произведения работы выговских поморских мастеров – наглядное подтверждение этих слов. Для удовлетворения молитвенных потребностей староверов нужны были, прежде всего, кресты. Меднолитые поморские кресты с изображением «Распятия Христова» получили восьмиконечную форму и строго определенную композицию – на верхнем конце креста изображался «Спас Нерукотворный» с надписью «Царь Славы IС ХС Сынъ Божiи».

Крест-Распятие. Вторая половина XVIII века. Выг. Старообрядческая мастерская. Медный сплав, литье, эмаль. Собрание С.А. Афонина

Ил. 3. Крест-Распятие. Вторая половина XVIII века. Выг. Старообрядческая мастерская. Медный сплав, литье, эмаль. Собрание С.А. Афонина

Кресты и складни (двустворчатые, трехстворчатые, четырехстворчатые) – основные виды продукции знаменитой Выговской «медницы». Наибольшую популярность получил новый иконографический вариант трехстворчатого складня «Деисус, с избранными святыми», известного под наименованием «девятка» (по количеству изображенных фигур). На створках складня представлены святые, которым были посвящены приделы в моленных Выговского общежительства. На экспозиции можно видеть редкий датированный складень 1717 года, выделяющийся декоративным оформлением оборотной стороны.

Деисус, с избранными святыми. Складень трехстворчатый. Оборотная и лицевая стороны.

Деисус, с избранными святыми. Складень трехстворчатый. Оборотная и лицевая стороны.

Ил. 4а, 4б. Деисус, с избранными святыми. Складень трехстворчатый. Оборотная и лицевая стороны. 1717 год. Выг. Старообрядческая мастерская. Медный сплав, литье, золочение, эмаль. Собрание С.А. Афонина

Программным произведением выговских литейщиков стал четырехстворчатый складень «Двунадесятые праздники и избранные святые в молении иконам «Богоматерь Тихвинская», «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Смоленская», «Богоматерь “Знамение”» или, как его торжественно именуют в источниках, – «большие праздничные створы». Высокий уровень мастерства состоял в создании разборной модели складня, позволявшей выполнять различные варианты трехстворчатых складней и небольших икон с изображением праздничных сюжетов, отдельные образцы которых представлены на экспозиции.

Двунадесятые праздники и избранные святые в молении иконам

Ил. 5. Двунадесятые праздники и избранные святые в молении иконам «Богоматерь Тихвинская», «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Смоленская», «Богоматерь “Знамение”». Складень четырехстворчатый. Вторая половина XVIII века. Выг. Старообрядческая мастерская. Медный сплав, литье, эмаль. Собрание С.А. Афонина

В становлении литейного дела на Выгу принимали участие опытные мастера медного дела из Новгорода Великого. Форма створок поморских складней, близкая к квадрату, а также пластика изображенных рельефных композиций следуют древнерусским образцам. На экспозиции представлены новгородские иконы конца XV – начала XVI века с образами святителя Николы Чудотворца и Власия Севастийского.

Сохранив древнерусские новгородские традиции, в выговском старообрядческом литье с начала 1710-х годов стали складываться свои отличительные признаки: прекрасная формовка, тонкая отливка и тщательная отделка, украшение поверхности золочением и стекловидными разноцветными эмалями.

Из выговского наследия до наших дней сохранились не только живописные иконы, меднолитые произведения, но и рукописные книги. На экспозиции можно познакомиться с копией двух рукописных указов «О медном мастерстве» и «Как финифтом наводить», составленных неизвестным мастером-старообрядцем XVIII века. В этих текстах до нас дошли накопленные навыки литейного дела, которым должны следовать поморские мастера.

Сложно ответить, были ли известны эти тексты указов московским мастерам, сумевшим достичь столь высокого уровня литья и декорирования поверхности своих изделий золочением и стекловидными эмалями? Но с уверенностью можно сказать, что преображенские мастера-старообрядцы смогли повторить не только сложившийся иконографический ряд выговской пластики, но и значительно его расширить, с учетом потребностей и новых исторических условий, сложившихся в большом промышленном городе.

Московская пластика работы преображенских мастеров – это огромный пласт медного художественного литья очень высокого уровня, отличающегося повышенной декоративностью, золочением и яркой цветовой гаммой эмалей.

В значительном ряду московской меднолитой пластики выделяется большой восьмиконечный крест «Распятие Христово» 1787 года, с образом «Спаса Нерукотворного» на верхнем конце.

Крест-Распятие. 1787 г. Москва. Старообрядческая мастерская. Медный сплав, литье, золочение. Частное собрание

Ил. 6. Крест-Распятие. 1787 г. Москва. Старообрядческая мастерская. Медный сплав, литье, золочение. Частное собрание

На обороте этого редкого Креста-Распятия в медальонах отлита надпись: «СЕИ КРЕСТЪ ВЫЛИТЪ В МОСКВЕ» с указанием даты: «1787 ГОДУ МЕСЯЦА МАРТА 1 ЧИСЛА». Высокое качество литья отличает это московское произведение, созданное по выговскому образцу.

Целым комплексом на экспозиции представлены подписные произведения конца XVIII – начала XIX века работы мастера Михаила (Михайло) Гупкина. В истории московской меднолитой пластики открытием стали изделия его работы с буквами «МГ», «М» и датами, известными с 1793 по 1813/1814 годы. Эти иконы, кресты и складни отличаются способом постановки его инициалов и даты изготовления на уже готовых изделиях как в виде клейма прямоугольной формы, так и точек, выбитых чеканом.

Эти датированные предметы позволили сделать вывод, что мастер-старообрядец Михайло Гупкин начал работать в Москве в конце XVIII века, а затем продолжил свою деятельность уже в Калуге.

Икона Богоматери «Тихвинская»

Ил. 7. Икона Богоматери «Тихвинская». 1799/1800 г. Москва (Калуга). Старообрядческая мастерская. Мастер Михайло Гупкин. Медный сплав, литье, золочение, эмаль. Собрание С.А. Афонина

В дальнейшем эта традиция ставить «удостоверяющие знаки» найдет свое продолжение среди мастеров-чеканщиков, работавших для старообрядцев-федосеевцев. По архивным материалам удалось установить существование нескольких мастерских в Лефортовской части г. Москвы, выполнявших заказы Преображенской общины.

История одной из крупнейших старообрядческих литейных мастерских начинается с имен сестер Ирины и Аксиньи Тимофеевых. Домовладение Тимофеевых располагалось в 3-м квартале, на улице Девятая Рота, № 277. На плане этого домовладения среди строений под № 3 значится «одноэтажное жилое, в коем медноплавильный горн общей площадью 43,5 (сажень. – Е.З.)». Из ассортимента продукции этого медного заведения наибольшую известность получили «двухвершковые» иконы с образом Богоматери «Казанская», украшенные орнаментом в виде виноградной лозы. Некоторые из образцов, созданных по модели мастера Игната Тимофеева, отливались с такой сокращенной надписью: «С ИК КА ИГ ТИ», которую можно расшифровать так: «Сия икона Казанская Игната Тимофеева». На экспозиции представлена также модель иконы «Покров Богородицы», отмеченная монограммой мастера «ИГ ТИ».

Икона Богоматери «Казанская»

Ил. 8. Икона Богоматери «Казанская». Середина XIX века. Москва. Старообрядческая мастерская. Мастер Игнат Тимофеев. Медный сплав, литье, эмаль. Собрание С.А. Афонина

Здесь же представлены трехстворчатый складень, иконы и кресты, отмеченные клеймом «М.А.П.», к сожалению, до сих пор так нами и не расшифрованном. Многие из этих ярких произведений работы преображенского мастера отмечены датой: «҂ ЗТОГ» (7373 – 1864/1865).

Святитель Никола Чудотворец

Ил. 9. Святитель Никола Чудотворец. 1864/1865 год. Москва. Старообрядческая мастерская. Мастер А.П. Медный сплав, литье, эмаль. Собрание С.А. Афонина

Уже в первой половине XIX века в московском заведении Ирины и Аксиньи Тимофеевых, выполнявшем заказы Преображенской общины, сложился основной ассортимент продукции – кресты, иконы и складни – и определились характерные признаки московской пластики.

Эта мастерская на улице Девятая Рота в домовладении № 277 просуществовала, сменив несколько владелиц, вплоть до начала XX века. В течение целого столетия владелицами этого домовладения и мастерской на улице Девятая Рота были сестры Ирина и Аксинья Тимофеевы, затем Екатерина Петрова, Пелагея Панкратова и Фелицата Панкратова.

История открытия имени владелицы мастерской Екатерины Петровой сложилась благодаря надписи на четырехстворчатом складне «Двунадесятые праздники и избранные святые в молении иконам «Богоматерь Тихвинская», «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Смоленская», «Богоматерь “Знамение”», экземпляр которого можно видеть на экспозиции. В верхней части килевидного навершения второй створки этого складня читается надпись: «҂АѠПГ. (1883) Го М.Р.С. ХРУСТАЛ. // Е. ПЕТРОВОЙ ҂ЗТЧА. (7391–1883) Л.».

Двунадесятые праздники и избранные святые в молении иконам «Богоматерь Тихвинская», «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Смоленская», «Богоматерь “Знамение”»

Складень четырехстворчатый. 1883 год. Москва. Старообрядческая мастерская Е.П. Петровой.

Ил. 10, 11. Двунадесятые праздники и избранные святые в молении иконам «Богоматерь Тихвинская», «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Смоленская», «Богоматерь “Знамение”». Складень четырехстворчатый. 1883 год. Москва. Старообрядческая мастерская Е.П. Петровой. Мастер Родион Хрусталев. Медный сплав, литье, эмаль. Собрание С.А. Афонина. Фрагмент оборота второй створки и лицевая сторона

Из этого сокращенного текста, отлитого на обороте створки, следует, что памятный складень, выполненный мастером Родионом Хрусталевым, предназначался для владелицы медного заведения Екатерины Петровой. Имя этого мастера Родиона Семенова Хрусталева и его инициалы: «М.Р.С.Х.», «Р.С.Х.», «Р.Х.», «ЧР СХ», «РХ РС» – известны на большом количестве меднолитых произведений 1870–1880-х годов.

Большим событием стало открытие целого комплекса моделей работы мастера Р.С. Хрусталева в собрании Московской Преображенской старообрядческой общины, представленных на экспозиции в одной витрине. Эти 14 сохранившихся рабочих образцов отмечены как полным именем и фамилией мастера, так его монограммой «М.Р.С.Х.» и датами: 1872, 1879, 1884, 1885 и 1886 годы.

Полное имя Родиона Хрусталева установлено также на отдельных произведениях московской медной пластики из частных собраний.

В творческой биографии мастера особое место занимает большой «семивершковый» образ «Успение Пресвятой Богородицы». В частном собрании известна модель этой иконы 1872 года, на оборотной стороне которой выполнена надпись в две строки: «ОТЪ; ЧЕКАНЕНА; ВЪ, 1872, мъ; Году, м.2 // МАСТЕРЪ+, РОДIОНЪ; СИМЕНОВЪ, ХРУСТАЛЕВЪ». На аналогичной отливке, отмеченной датой «1883 г.», читается надпись: «ПО(Д)ПРАВИЛ М.Р.С.Х.», т.е. подчеканил. Значит, этот мастер был чеканщиком, занимавшимся изготовлением и правкой моделей для литья.

Успение Пресвятой Богородицы. Последняя четверть XIX века

Ил. 12. Успение Пресвятой Богородицы. Последняя четверть XIX века. Москва. Старообрядческая мастерская. Мастер Родион Хрусталев. Медный сплав, литье, золочение, эмаль. Частное собрание

В 1880-е годы при владелице медного заведения Екатерине Петровой сформировался весь известный нам репертуар медной продукции, получившей широкое почитание как «преображенское литье», отличающееся повышенной декоративностью, золочением и яркой цветовой гаммой эмалей. Ярким доказательством являются многочисленные кресты, иконы и складни на экспозиции зала «Из земли – к небесам».

О высоком профессиональном уровне московских мастеров-чеканщиков вспоминает в своих мемуарах и красносельский мастер-литейщик Анфим Петрович Серов (1899–1974), который в 1910-е годы, еще подростком, приезжал в Москву вместе со своим отцом. С копией этой рукописной тетради с воспоминаниями мастера, оригинал которой хранится в фондах Костромского музея-заповедника, можно познакомиться на экспозиции.

Завершающим этапом истории преображенского медного литья стали изделия, выполненные в мастерской М.И. Соколовой и ее сына Сергея Егоровича Соколова. Известно, что еще в 1881 году эта мастерская располагалась в селе Черкизово, на «Большой улице» в доме Матрены Прокофьевой, которой когда-то, «с давнего времени», и принадлежало это заведение. При новой владелице число рабочих возросло до восьми человек, значительно расширился объем и ассортимент продукции. В 1886 году заведение М.И. Соколовой стало работать с серебром и выпускать изделия с клеймом «МС». Полагаем, что именно в этот период существования мастерской была отлита целая партия меднолитых предметов, отмеченных клеймом «МС», как на иконе Богоматери «Неопалимая Купина». Меднолитой образ «Огненное восхождение пророка Илии» и большой трехстворчатый складень «Деисус» выделяются крупным клеймом «МС».

Икона Богоматери «Неопалимая Купина».

Ил. 13. Икона Богоматери «Неопалимая Купина». 1880-е годы. Москва. Мастерская М.И. Соколовой. Мастер Родион Хрусталев. Медный сплав, литье, эмаль. Собрание С.А. Афонина

Расширение деятельности этого заведения, выпускавшего не только меднолитые, но и серебряные изделия, позволило М.И. Соколовой приобрести собственное домовладение на улице Девятая Рота и начать строительство новой мастерской и кузницы на его территории.

В 1890-х годах история этой мастерской уже будет связана с Сергеем Егоровичем, сыном Марии Ивановны Соколовой. Полагаем, что при новом хозяине Сергее Соколове меднолитые изделия стали выходить с его монограммой «З СС», т.е. «заведение Сергея Соколова». Именно этими монограммами отмечена икона «Покров Богородицы», украшенная разноцветными эмалями.

Произведения этого периода имеют такие отличительные признаки, которые наиболее ярко проявились в эмалевой палитре. Особую нарядность отдельным произведениям придают контрастные цвета, положенные мелкими мазками на белый фон. Другой особенностью эмалевого декора является передача оттенков одного цвета, различных по своей насыщенности.

Полагаем, что по состоянию здоровья С.Е. Соколов занимался меднолитейным производством короткий период, очевидно, до 1899 года. В середине 1900 года при описи домовладения № 360 на улице Девятая Рота владелицей указана вновь Мария Ивановна Соколова. Этим обстоятельством можно объяснить тот факт, что меднолитые предметы стали выпускаться с монограммой «З С», т.е. «заведение Соколовой». Выразительным образцом работы мастерской этого периода является четырехстворчатый складень, украшенный эмалями голубого, желтого и синего цвета, с пятнами контрастного цвета.

Двунадесятые праздники и избранные святые в молении иконам «Богоматерь Тихвинская», «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Смоленская», «Богоматерь “Знамение”»

Ил. 14. Двунадесятые праздники и избранные святые в молении иконам «Богоматерь Тихвинская», «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Смоленская», «Богоматерь “Знамение”». Складень четырехстворчатый. Начало XX века. Москва. Мастерская М.И. Соколовой. Медный сплав, литье, эмаль. Собрание С.А. Афонина

В этот период мастера-эмальеры также широко используют эффект контрастных пятен на белом фоне, как на небольшом трехстворчатом складне «Деисус».

Мастера-чеканщики, литейщики и эмальеры этого известного московского медного заведения постоянно работали над созданием новых иконографических композиций, над обогащением орнаментики и эмалевой гаммы произведений.

Полагаем, что последний период творческой деятельности известного мастера Родиона Семеновича Хрусталева был также связан с заведением М.И. Соколовой. Так, монограмма мастера «Р.С.Х.» и клеймо «МС» установлены на представленной на экспозиции иконе Богоматери «Неопалимая Купина».

Заключительный этап деятельности мастерской наступает после кончины Марии Ивановны Соколовой. По архивным документам имя М.И. Соколовой упоминается последний раз 1 февраля 1911 года при получении «свидетельства на производство торговли и мастерства золотыми и серебряными изделиями». Далее владельцем этого заведения становится ее зять Лизунов Ефим Федорович, крестьянин Боровского уезда.

По архивным документам владельцем медного заведения на улице Девятая Рота значится именно Лизунов Ефим Федорович: он получает промысловые и торговые свидетельства с 18 января 1912 года по 10 декабря 1914 года. При последнем упоминании в 1916 году имени Е.Ф. Лизунова указано, что заведение размещается в его «собственном доме». Полагаем, что при новом владельце меднолитые изделия получили другие удостоверяющие знаки: «ЛЕ», «ЛЕѠ» и «Л», которые соответствуют первым буквам его фамилии и имени (Лизунов Ефим). Именно этими буквами отмечен четырехстворчатый складень «Двунадесятые праздники и. избранные святые в молении образам «Богоматерь Тихвинская», «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Смоленская», «Богоматерь “Знамение”» начала XX века.

Произведения мастерской Марии Соколовой и ее наследников, получившие широкую известность в России, стали достойным завершением истории меднолитейного производства, связанного со старообрядческой Преображенской общиной в Москве.

Со времени существования известных московских медных заведений прошло целое столетие, и настало время вновь вспомнить о талантливых мастерах-чеканщиках, литейщиках и эмальерах. Традиции преображенского медного дела неожиданно получили свое продолжение в подмосковной деревне Анциферово, в которой еще с конца XVIII века были известны местные мастера-иконописцы и литейщики.

Этот этап возрождения местного промысла связан с деятельностью молодого мастера-старообрядца Андрея Николаевича Игнашина. В 2017 году А.Н. Игнашин приобрел в деревне Анциферово дом, который ранее принадлежал В.И. Варламову, предки которого занимались литейным делом. При разборе вещей в хозяйственной постройке новый хозяин обнаружил берестяной туесок, в котором лежали разные меднолитые предметы. Эта находка заинтересовала и стала поводом к последующему освоению литейного промысла.

Сложно представить, но самостоятельное обучение Андрея Игнашина началось с многократного прочтения и практического применения опубликованного указа «О медном мастерстве» XVIII века.

На экспозиции можно видеть реконструкцию отдельных этапов литейного процесса, прежде всего, рамки-опоки, набитые формовочной землей как с уложенными, так и отлитыми крестами-тельниками.

Опоки с отлитыми крестами-тельниками. 2021 год. Анциферово. Мастерская А.Н. Игнашина. Музейно-информационный центр Преображенского старообрядческого монастыря

Ил. 15. Опоки с отлитыми крестами-тельниками. 2021 год. Анциферово. Мастерская А.Н. Игнашина. Музейно-информационный центр Преображенского старообрядческого монастыря

Кроме того, В.И. Варламов передал начинающему мастеру целый ряд латунных моделей, образцов икон и отдельных частей, состоящих из рамки и средника, для последующего комбинирования при литье. Теперь в ассортименте мастерской А.Н. Игнашина значатся как «одновершковые» иконы «Спас Нерукотворный», «Святая Троица», «Богоматерь Казанская», так и «двухвершковые» «Священномученик Антипий Пергамский», «Святитель Никола Чудотворец», «Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб», «Три святителя» и другие, представленные на экспозиции.

Святая Троица. 2020 год. Анциферово. Мастерская А.Н. Игнашина. Медный сплав, литье

Ил. 16. Святая Троица. 2020 год. Анциферово. Мастерская А.Н. Игнашина. Медный сплав, литье. Музейно-информационный центр Преображенского старообрядческого монастыря

Освоение молодым мастером А.Н. Игнашиным старой технологии литья «в землю» – это надежда на возрождение медного промысла в Преображенском старообрядческом монастыре в Москве.