107061, г. Москва,
ул. Преображенский Вал, д. 17б стр. 2

К постоянной экспозиции музея

Зал №1 «Илья Алексеевич Ковылин и история создания московского водопровода»

Зал №1 «Илья Алексеевич Ковылин и история создания московского водопровода»

Фрагмент галереи первого московского водопровода

Ил. 1. Фрагмент галереи первого московского водопровода. Конец XVIII – начало XIX века. Фото Елизаветы Ненашевой и Геннадия Виноградова. 2021 год.

«…Произвесть въ действо водяныя работы 
для пользы престольнаго нашего города Москвы
 повелеваемъ…»
Из Указа императрицы Екатерины II от 28 июля 1779 года

Этот указ императрицы Екатерины II от 28 июля 1779 года о строительстве первого водопровода в Москве имеет самое непосредственное отношение к жизни и деятельности основателя Преображенского старообрядческого монастыря Ильи Алексеевича Ковылина (20.07.1731 – 21.08.1809).

Экспозиция, размещенная в одном из мемориальных помещений, на первом этаже Крестовоздвиженского надвратного корпуса на мужской дворе Преображенского старообрядческого монастыря, посвящена Илье Алексеевичу Ковылину и его вкладу в создании первого московского водопровода.

Личность Ильи Алексеевича Ковылина, оставившего значительный след в истории старообрядчества, до настоящего времени привлекает внимание. Этот «муж <….> даровитый, смелый, предприимчивый, примерный верности благочестия», родился в селе Писцово Нерехтского уезда Костромской губернии в 1731 году (ныне Комсомольский район Ивановской области).

Сохранившееся до наших дней село Писцово находилось чуть более, чем в 30 верстах от городов Нерехта и Иваново-Вознесенска. Это поселение, упоминаемое в летописях с 1568 года, располагалось на пересечении оживленных торговых путей из Шуи, Суздаля и Костромы. Издревле Писцово известно как село дворцовое, в котором проживали деловые люди-писцы, от которых и произошло его название. С начала XVII века село принадлежало представителям рода князей Долгоруковых, позднее, с первой половины XVIII века, – князьям Голицыным.

О семье Ковылиных (Кавылиных), крепостных князей Голицыных, проживавших в селе, очевидно, следует искать сведения в сохранившихся «Ревизских сказках о помещичьих крестьянах Нерехтской округи», в материалах ревизий, в том числе, четвертой и пятой ревизий по селу Писцово за 1782 и 1795 годы. Вероятно, Илья Ковылин первоначально был крещен в православную веру в храме Святой Троицы, созданном каменным строением в селе в конце XVII – начале XVIII века. В Москву Илья Алексеев Ковылин, оброчный крестьянин Алексея Борисовича Голицына, прибыл, очевидно, в 1760-х годах и оказался в Преображенском, где, возможно, проживал кто-то из его земляков.

В Москве Илья Алексеевич Ковылин занялся торговлей и подрядами, накопил довольно значительные средства, со временем получил вольную и стал купцом 1-й гильдии (это произошло где-то между 10 октября 1798 и 10 января 1799), владельцем кирпичных заводов в Москве, на Введенских горах, между Семеновской и Преображенской заставами.

Здесь, в Преображенском, Илья Алексеевич сблизился с немногочисленными московскими федосеевцами, которые тайно собирались на берегу реки Хапиловки, и в результате бесед с ними решил присоединиться к старообрядчеству.

Большое влияние на Ковылина оказало знакомство с «главным пастырем и учителем феодосианской церкви в Москве» Ильей Ивановичем, который в 1768 году крестил Ковылина в старообрядчество с наречением имени Василий.

Как мы теперь представляем, это был определяющий шаг в жизни Ковылина, шаг навстречу главному делу всей его жизни, которое было еще впереди… И связано это с трагическими событиями 1771 года, с эпидемией чумы, охватившей весь город.

Распространение эпидемии в Москве было столь значительным, что правительство вынуждено было обратиться к московскому купеческому и мещанскому сообществу, чтобы начали устраивать на свои средства частные карантины и больницы. Московские купцы-старообрядцы очень скоро отозвались на призыв власти.

7 сентября 1771 года московские купцы Иван Прохоров, Иван Архипов Шерин, Матфей Федоров, Михаил Андреев Москвенков, Семен Иванов, Григорий Иванов Чечкин, Федор Андреев Ситников, Михаил Семёнов Беликов, Яков Егоров Бардин, Семён Матвеев и сын Петр Семенов, Тимофей Давыдов Шевалдышев, Тимофей Григорьев, Михаил Алексеев, Василий Сергеев, Ефим Федоров, Сергей Яковлев, оброчные крестьяне Федор Борисов Хитров, Егор Федоров, экономические крестьяне Петр Яковлев, Григорий Иванов, Григорий Федоров и «его сиятельства князя Алексея Борисовича Голицына оброчный его крестьянин Илья Алексеев» подали прошение об устройстве карантина и кладбища. Они просили разрешения устроить «против Преображенского в земляном валу месте для содержания больных больницу» как для заразившихся чумой, «так и вывозу в оную заболевших из домов людей надежных довольное число… и тех больных и помянутых определенным снабжать платьем, обувью и довольною пищею содержать будем сами…» (Токаревич, Грекова, 1986).

В результате за Камер-Коллежским валом были основаны благотворительные старообрядческие заведения, получившие названия «Преображенское кладбище» (староверы-беспоповцы) и «Рогожское кладбище» (старообрядцы-поповцы). Таким образом, датой основания Преображенского старообрядческого монастыря и кладбища принято считать 14 сентября 1771 года. Образовавшееся поселение, по сути своей являвшееся старообрядческим монастырём, часто именовалось просто Преображенским кладбищем.

Главным попечителем и руководителем московской общины старообрядцев федосеевского согласия в последней четверти XVIII – начале XIX века стал Илья Алексеевич Ковылин, который обладал большим авторитетом в среде старообрядцев-федосеевцев. Благодаря его деятельности чумной карантин превратился в духовный центр федосеевского согласия не только всей России, но и зарубежья.

Вот какая оценка была дана роли И.А. Ковылина в истории старообрядчества в журнале «Церковь» (№ 33), в августе 1909 года. В статье, посвященной столетию со дня его кончины, говорится: «В безпоповстве И.А. Ковылин занимает такое выдающееся центральное место, что может быть поставлен на одном уровне с знаменитыми основателями безпоповства, братьями Андреем и Симеоном Дионисиевичами. Созданное им Преображенское кладбище до сих пор является таким центром cтарообрядческого безпоповства, что подобного не было и нет во всей истории безпоповства.

Для самого огромного и точнейшим образом организованного старопоморского, иначе феодосиевского, согласия, Преображенское кладбище в течение более столетия является действительным Сионом, святым Иерусалимом, куда сходятся и откуда расходятся нити по всему необъятному отечеству. В центре, на Балтийском побережье, на Белом море, на Кавказе и на далеком Амуре Преображенское кладбище пользуется одинаковым почетом и никем неоспариваемою славой распорядителя и вдохновителя всего согласия. Всюду вера и все упования старопоморцев вращаются на представлениях, как на Преображенском кладбище, как здесь установят, так тому и быть, как здесь веруют, так и должно веровать.

Деятельность И.А. Ковылина на пользу кладбища и всего старообрядчества продолжалась 38 лет – с 1771 года по 1809. Поразительна она своим разнообразием, умною и глубокою тактичностью, широтою чисто-русских размахов и безпримерною созидательностью не только в области веры и религии, но промышленности и торговли и, кроме того, борьбой против крепостного права».

Эта оценка была дополнена через десятилетия М.И. Чувановым, председателем Преображенской федосеевской общины (1967–1988): «Поныне жизнь И.А. Ковылина остается в памяти его единоверцев ярчайшим примером служения идеалам Древлеправославной Церкви и, наверное, лучше всего об этом сказал известный старообрядческий писатель Павел Любопытный: “Муж был даровитый, смелый, предприимчивый, примерный верности благочестия. Он жил в мире не для себя, а для Церкви и для ближних. Словом, это был единственный человек ради Церкви и ее созидателей”» (Старообрядческий церковный календарь на 1971 год).

Таким и предстает Илья Алексеевич на портрете работы неизвестного художника второй четверти XIX века.

Портрет И.А. Ковылина. Вторая четверть XIX века

Ил. 2. Портрет И.А. Ковылина. Вторая четверть XIX века. Дерево, левкас, темпера. Егорьевский историко-художественный музей

На свитке в руках его написан следующий текст:

«Кто Православную веру усердно соблюдаетъ, того она прославляетъ и от бедъ избавляетъ, по преставлении ж царствия небеснаго сподобляетъ, и с Богомъ соединяеть».

Новое старообрядческое учреждение в Преображенском занимало территорию, простирающуюся за Камер-Коллежский вал, ограниченную с юга Хапиловским прудом на реке Хапиловке, с севера – землями, примыкавшими к старой Стромынской дороге. Земли к востоку от Преображенской заставы были выкуплены у крестьян села Черкизово. Восточная граница кладбища определена трассой древней дороги, идущей от Стромынки на юго-восток к Измайловскому зверинцу. В конце XVIII – начале XIX веков эта дорога как раз вела к кирпичному заводу Ковылина, расположенному на берегу Хапиловки южнее построенных карантинных зданий.

План с обозначением кирпичных заводов, принадлежавших

Ил. 3. План с обозначением кирпичных заводов, принадлежавших И.А. Ковылину. Начало XIX века. РГАДА

Благодаря совместным исследованиям С.В. Ярцева и Н.М. Карась были обнаружены уникальные документы – контракты на поставку кирпича с заводов И.А. Ковылина на строительство первого московского водопровода. Так были восстановлены неизвестные страницы биографии И.А. Ковылина (Ярцев, Карась, 2019).

Указ «О проведении чистых вод в Москву», положивший начало строительству столичного водопровода, императрица Екатерина II подписала 28 июля 1779 года.

Указ «О проведении чистых вод в Москву». 28 июля 1779 года. Копия

Ил. 4. Указ «О проведении чистых вод в Москву». 28 июля 1779 года. Копия.

Следует прочесть этот указ полностью:

«Указъ нашей штатъ канторы Копия Указавъ нашему генералу Порутчику Бауру Произвесть въ действо водяныя работы для пользы престольнаго нашего города Москвы повелеваемъ штатъ канторе показанную по смете его на то сумму милионъ сто тысячь отпускать такимъ образомъ, в нынешнемъ году пятдесятъ тысячь, в 1780-м, 1781-м, 1782-м, 1783-м и 1784-м, въ каждомъ по сту по пятидесяти тысячь, въ 1785-м, 1786-м и 1787-м годахъ по сту тысячь рублей, имея те деньги въ готовности къ началу каждого года и выдавая оныя по требованиямъ его половину медною монетою, а другую банковыми ассигнациями.

На подлинномъ подписано Собственною
 Ея Императорскаго величества рукою 
 тако 
 Екатерина
Съ подлиннымъ читалъ оберъ-квартиръ-мейстеръ <…>
Въ Царскомъ Селе 
 Июля 28-го дня 
 1779-го года».

Сооружение первого московского водопровода началось в 1781 году и полностью завершилось в 1805. Длина трассы водопровода составляла без малого 25 км. Водопровод представлял собой систему подземных кирпичных водопроводных арок-галерей, соединенных акведуками в местах перехода через реки. Для жителей города на всем протяжении этих галерей были устроены водозаборные колодцы и бассейны.

Генеральный план московского водопроводного канала

Ил. 5. Генеральный план московского водопроводного канала. XIX век. Копия

Вот как пишут о создании Екатерининского водопровода Елизавета Ненашева и Геннадий Виноградов, специалисты отдела изучения архитектурных подземных сооружений ВООПИиК: «Сооружения Екатерининского водопровода по праву можно считать памятником истории, архитектуры и инженерного искусства. Несмотря на более чем двухвековой возраст, многие из них сохранились до нашего времени. Эти старинные сооружения привлекают внимание историков, археологов, краеведов и других специалистов различных отраслей.

По велению императрицы Екатерины II военный инженер Фридрих Бауэр в 1778 году разработал план создания первого московского водопровода. Строительство затянулось и было завершено только к 1805 году. Согласно проекту, в Мытищах создали ключевые бассейны для сбора грунтовых вод. Собранная в мытищинских ключах вода проходила через Громовой ключ и самотёком шла в город по кирпичной галерее шириной почти метр и высотой 1,4 м. Длина самотечной галереи составляла 19 вёрст (больше 20 км). Излишки воды спускались в Самотечный канал (река Неглинная). Ключи славились чистой и «вкусной» водой, кроме того, находились вне городской черты на возвышенности, что упрощало подачу воды к столице. Тем не менее, общий перепад высот на почти 20-километровой длине составил всего 6 метров, то есть уклон галереи имеет значение 0,0003. Для сравнения, при укладке труб самотечной канализации в квартире оптимальным считается уклон 0,03, то есть 3 сантиметра на один метр трубы. Соответственно, водопроводная галерея имела уклон в 100 раз меньший – всего 1/3 миллиметра на один метр длины.

Галерея водопровода была выполнена из красного кирпича, на деревянном основании. Для полуциркульного свода галереи использовались специальные «клиновидные» кирпичи. В то время кирпич считался дорогим материалом, тем не менее, для такого масштабного и значимого проекта его не жалели.

Для пересечения водных препятствий предусматривались пять акведуков и один дюкер. Самым крупным из акведуков стал Ростокинский, он проходил над долиной реки Яузы и сохранился до наших дней в качестве памятника первому московскому водопроводу. Остальным сооружениям повезло гораздо меньше, со временем почти все они были разобраны или разрушены. В конструктивном плане Ростокинский акведук представляет из себя мост с 21 аркой. В качестве основного материала использовали белый известняк. Длина моста составляет 356 м, высота достигает отметки 15 метров. Ширина и высота водоканала – соответственно 0,9 и 1,2 м. В конце XVIII века Ростокинский акведук был самым большим каменным мостовым сооружением в России.

Ростокинский акведук

Ил. 6. Ростокинский акведук

Первый централизованный водопровод в Москве начал строиться в 1779 году по личному указу Екатерины II. Источником водоснабжения служили подрусловые воды реки Яузы вблизи села Большие Мытищи. Строительные работы длились 25 лет, и 28 октября 1804 года состоялось открытие водопровода – в Москву начали ежедневно поступать около 300 тыс. ведер (1 ведро=12,3 л) чистой и вкусной воды из мытищинских ключей.

Из-за отсутствия у строителей опыта сооружения подобных систем, при проектировании Мытищинского водопровода были допущены ошибки, поэтому его приходилось постоянно реконструировать, а чтобы удовлетворить потребность в воде постоянно растущей столицы – достраивать и расширять. Уже в 1826–1835 годах Екатерининский водопровод пришлось реконструировать. Руководил перестройкой инженер-генерал-майор Николай Иванович Яниш, но это уже совсем другая история».

Вот эта историю создания первого московского водопровода следует дополнить новыми сведениями об участии Ильи Алексеевича Ковылина и о поставках кирпича с его заводов, опубликованными Сергеем Ярцевым и Натальей Карась. Стало известно, что с января 1798 (!) по апрель 1800 года И.А. Ковылин заключил не менее восьми контрактов на поставку различных материалов, в том числе и кирпича до 1 млн. 240 тысяч штук для строительства московского водопровода.

Контракт, заключенный с крестьянином Ильей Алексеевым на производство работ по строительству Московского водопровода

Ил. 7. Контракт, заключенный с крестьянином Ильей Алексеевым на производство работ по строительству Московского водопровода. 1798 год. Музей Москвы. Копия

В этом контракте читаем:

«Я, Нижеподписавшеися действительнаго камеръгера и кавалера князь Егора Алексеевича Голицына крестьянинъ Илья Алексеевъ, заключил сей контракт свиты Его Императорскаго величества съ господиномъ подполковникомъ и кавалеромъ Антономъ Ивановичемъ Герардомъ на нижеподписанных кондицияхъ: 1. Договорился я Алексеевъ къ производству работъ Московскаго водовода лежащаго по Троицкой дороге выставить на своихъ подводахъ и работниками кирпича съ Веденскихъ моихъ заводовъ железняку полужелезняку и краснаго самой лучшей доброты обыкновенной толщины противъ запечатанныхъ образцовъ сколько потребно будетъ но не более пяти сотъ тысячь равно <…> сколько потребно будетъ противъ данных образцовъ…».

Контракт, заключенный с купцом первой гильдии Ильей Алексеевым Ковылиным, на производство работ по строительству Московского водопровода

Ил. 8. Контракт, заключенный с купцом первой гильдии Ильей Алексеевым Ковылиным, на производство работ по строительству Московского водопровода. 1799 год. Музей Москвы. Копия

Согласно этому документу, Илья Алексеев сын Ковылин заключает контракт, будучи уже причисленным к купеческому сословию:

«Я, нижеподписавшеися Московской первой гилдiи купецъ Илья Алексеевъ сынъ Кавылинъ заключилъ сей контрактъ свиты Его Императорскаго величества съ господиномъ полковникомъ и кавалеромъ Антономъ Ивановичемъ Герардомъ на нижеписанных кондицiияхъ: 1-е. Договорился я Ковылинъ къ производству работъ Московскаго водопроводнаго канала на дистанцию производещуюся въ селе Болшихъ Мытищах выставить на своихъ подводахъ и работниками съ собственныхъ своихъ Веденскихъ заводовъ кирпича стеннаго железняку полужелезняку и краснаго самой лутшей доброты обыкновенной толщины противъ запечатанныхъ образцовъ от трехъ до четырех сотъ тысячь…».

Вот как оценивает значение первого водопровода научный руководитель отдела исследований подземных архитектурных сооружений ВООПИиК Сергей Ярцев: «Централизованное водоснабжение Москвы до начала XIX века отсутствовало. Наиболее остро вопрос водоснабжения москвичей встал после эпидемии чумы 1770-1772 гг., унесшей жизни половины жителей первопрестольной. Непосредственное строительство первого московского водопровода (по указу Екатерины II от 1779 года) началось в 1781 году и полностью завершилось в 1805 году. Длина трассы водопровода составляла без малого 25 км и заканчивалась у Кузнецкого моста в Москве. Водопровод представлял собой систему подземных кирпичных водопроводных арок-галерей, соединенных акведуками в местах перехода через реки и ручьи. Вода из 62-х родников в селе Большие Мытищи собиралась в главный кирпичный канал шириной 90 см и высотой 1 м 35 см и самотеком шла в Москву, где на всей протяженности водопроводной галереи были устроены водозаборные колодцы для жителей и несколько водоразборных бассейнов. <…> Из-за того, что водопровод был самотечный, строителям приходилось выдерживать перепад высот между Мытищами и Москвой (6 метров 40 см) и поэтому трасса получилась неровной, ломаной. В некоторых местах глубина залегания водопроводной галереи достигала 19 метров, а где-то шла практически у поверхности, чуть ниже уровня промерзания земли. Это сложное гидротехническое сооружение было спроектировано военным инженером, генералом-квартирмейстером и кавалером Фридрихом фон Бауэром. Архитектором выступил «италлианской нации каменного дела мастер» Франческо Руска…».

На участках водопроводных галерей, куда И.А. Ковылин поставлял свою продукцию, до наших дней хорошо сохранилась кладка, что говорит о высоком качестве «ковылинского» кирпича.

По словам заведующей Музеем воды «Мосводоканала» Оксаны Божневой: «…после эпидемии чумы в 1771 году, унесшей жизни четверти городского населения, Екатерина II приняла решение провести в Москву "хорошую воду". Иначе власть не устояла бы. Создание общественного водопровода – задача тоже стратегическая.

Легенда гласит, что императрица любила ходить пешком на богомолье в Троице-Сергиеву лавру. Как-то раз приближенные к ней лица забыли взять с собой воду. Екатерина остановилась у села Большие Мытищи и попросила местных жителей поднести воды. Ей дали чарку с водой из Громова ключа. Императрице вода так понравилась, что она повелела провести отсюда водопровод в город. Но, конечно, в действительности Мытищи были выбраны потому, что расположены выше Москвы – оттуда воде проще течь в город.

В 1779 году Екатерина II подписала указ, копия которого как раз и хранится в Музее воды. Императрица повелела выделить на устройство водопровода в престольном граде Москве один миллион и сто тысяч рублей серебром. А, к слову, вся казна государства тогда составляла чуть больше пяти миллионов», – отмечает Божнева.

Водопровод строили четверть века – процесс сильно затянулся из-за Русско-турецкой войны. Воду по нему пустили 28 октября 1804 года. "Именно этот день мы считаем днем рождения московского водоканала", – подчеркивает Божнева.

И в этом большая заслуга Ильи Алексеевича Ковылина, купца, внесшего свой вклад в создание первого московского водопровода, и как высечено на его саркофаге «попечителя и учредителя, Преображенскаго богаделенного дома», ансамбль которого украшает Москву и по сей день.

Достойна внимания еще одна сторона деятельности И.А. Ковылина как автора ряда полемических сочинений. В своем последнем сочинении 1808 года, поименованном «Рассмотрение, кто от сотворенной твари паче всех согреши, на небеси и на земли» Илья Алексеевич Ковылин напишет: «…Я мать Соборную и Апостольскую Церковь почитаю, в ней я родился водою и духом, и ея едину верою лобызаю, и путь Божий утверждаю и укрепляю Святым Писанием…».

           Таким было и житие, и дела этого человека…

Елена Зотова, 

сотрудник Музейно-информационного центра 

 Преображенского старообрядческого монастыря г. Москвы