Мужской двор обители во имя Успения Пресвятыя Богородицы в Преображенском исторически является тем местом, откуда началось основание и строительство этого духовного и культурного центра староверов. Именно здесь в 1771 году московскими купцами-старообрядцами на собственные средства устроены противочумная больница и карантин с часовней для общественного богослужения и отпевания умерших.
Ил. 1. Мужской двор Преображенского старообрядческого монастыря. Фрагмент картины «Вид Преображенского кладбища в Москве». Неизвестный художник. XIX в. Холст, масло. Собрание Егорьевского историко-художественного музея
Из-за скудости средств и необходимости в условиях распространения “моровой язвы” завести больницу как можно скорее, первоначальные ее постройки представляли собой наспех сооруженные из подручных материалов деревянные шалаши или палатки. Большая их часть предназначалась для содержания призреваемых. Первая часовня тоже находилась в шалаше, но вскоре была построена новая – в виде высокой прямоугольной в плане избы, рядом с которой на столбах было повешено металлическое било для созывания насельников на молитву или трапезу.
Ил. 2 и 3. «План старообрядскому Преображенскому кладбищу с состоящими на оном строениями за Камор Коллегским валом Покровской части в 5-м квартале. Учинен для строения декабря 1-го дня 1804-го года». Фрагменты. РГИА. Ф. 1293 оп. 168. д. 27 л. 1
Территория, которая потом получила название “мужской двор”, а также небольшой участок, примыкавший с севера к проезду от Камер-Коллежского вала на кладбище, первоначально была разделена на мужскую и женскую половины. Непосредственно женский двор в виде отдельного монастыря с кирпичными постройками, огороженными стенами с башнями, был построен в начале XIX века ещё севернее от мужского двора, ближе к Стромынской дороге, на землях крестьян села Черкизова, взятых в аренду.
Старообрядческое карантинное учреждение и кладбище при нем были окружены нешироким рвом, соединенным с Хапиловским прудом, и земляным валом подобным Камер-Коллежскому, который, кстати, до своего окончательного “срытия” как бы служил оградой обители с западной стороны. Для проезда на кладбище в валу с запада была сделана выемка и поставлены ворота. Кладбищенский проезд в то время был южнее, чем нынешний Ковылинский переулок, и лишь после постройки в начале XIX века двух периметров стен вокруг отдельных мужского и женского дворов был перенесён севернее и стал вести напрямик к Никольской кладбищенской часовне.
Ил. 4 и 5. Два плана Преображенского старообрядческого монастыря: Приблизительно между 1805 и 1810 годами (РГИА. Ф. 1293 оп. 167. д. 131 л.8) и после 1846 года (РГИА. Ф. 1293 оп. 167. д. 131 л.9)
В 1783–1785 годах в староверческой обители было построено первое каменное сооружение. Это была Успенская соборная часовня (моленная), сохранившаяся до наших дней. В архитектуре часовни имелись все составные части присущие православным церквам: основной объём, увенчанный главкой (первоначально на глухом барабане) с осмиконечным крестом, трапезная и колокольня. Исключением было то, что у храма не было алтарной апсиды в связи с тем, что у староверов-беспоповцев, в силу исторических обстоятельств, отсутствует священство и не совершается литургия.
Ил. 6 и 7. Успенская соборная часовня (1783-1785 гг.). Акварель 1-й пол. XIX в. Частное собрание. Фрагмент. Гравюра Р. Курятникова. 1854 г. ГИМ. Фрагмент
Внешнее убранство моленной сочетает в себе архитектурные мотивы русского и готического стилей. Построенная из кирпича, она обильно украшена фигурными элементами из белого камня.
Ил. 8–10. Успенская часовня Мужского двора. Фото автора. 2021 г.
Внутри основной части был поставлен пятиярусный иконостас, в местном ряду которого было несколько значительных по размеру древних икон, сопоставимых по размерам и древности с местными образами кремлевского Успенского собора и происходивших, по некоторым сведениям, из церкви святой Анастасии Узорешительницы на Житной площадке, построенной в XVI веке супругой царя Иоанна Грозного царицей Анастасией Романовной (годы жизни: 1530/32–1560), а упраздненной и разобранной в 1793 году. Весь иконостас был настолько огромен, что его боковые стороны с образами имели продолжение на северной и южной стенах храмового интерьера.
Часовня была разделена на две половины: мужскую и женскую. На это указывает композиция западного фасада: по сторонам колокольни (в центре) сделаны две остроугольные в плане палатки и два отдельных входа.
В 1798 году на средства, выделенные купцом Ефимом Ивановичем Грачевым, к востоку от Успенской часовни построен новый кирпичный корпус больницы. Несколько позже Ильёй Алексеевичем Ковылиным в центральной его части вчерне сооружена моленная в честь Пресвятыя Троицы и святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, а к боковым частям корпуса пристроены флигельные круглые в плане башенки-«ретирады». Теплая моленная, высотой в два этажа, была окончательно отделана внутри и освящена лишь после кончины Ковылина.
Ил. 16–18. Больничный (братский) корпус с моленной (1798 г. – нач. XIX в.): Фрагмент акварели из частного собрания. 1-я пол. XIX в. Фрагмент плана. 2-я пол. XIX в. (ЦИАМ. Ф. 1181 Оп. 1 Д. 2 Л. 55). Фотография автора. 2015 г.
По описанию середины XIX века, нижний этаж корпуса не имел перегородок и весь был уставлен койками призреваемых. Верхний этаж был весь разгорожен на кельи, в которых жили «книжные». В подвале помещалась хлебопекарня. К востоку от моленной находился каменный сводчатый погреб. Между ними была деревянная квасная.
Весь мужской двор в 1804–1808 годах, по проекту архитектора Федора Кирилловича Соколова, был обнесен неоштукатуренной кирпичной стеной. В плане она имела форму неровного прямоугольника, с четырьмя восьмиугольными шатровыми башнями по углам. Ограда с обеих сторон поддерживалась контрфорсами и была, в отличие от построенной тогда же ограды двора женского, декорирована высокими арочными нишами, а башни украшены килевидными кокошниками. В боковых стенах ограды было еще двое створных ворот. Большие северные ворота, с тремя высокими белокаменными шатрами над пилонами (в форме обелисков), вели на луг, отделяющий мужской двор от женского. Простые, без декора, южные ворота выходили к Хапиловскому пруду.
Ил. 19–24. План мужского двора Преображенского богаделенного дома. 1866 г (?) (ЦИАМ. Ф.1181 Оп. 1. Д.2 Л.53); Стены и башни Мужского двора: северо-западная башня, юго-западная башня, восточная стена и северо-восточная башня, южная стена и юго-восточная башня (в перспективе), ворота в северной стене. 2-я пол. 1920-х гг. (Из фондов ГНИМА им. А.В. Щусева)
Кирпичный двухэтажный корпус, с главными воротами на мужской двор и Крестовоздвиженской (теплой) часовней над ними построен в 1805–1807 годах к западу от соборного Успенского храма. Здание выстроено по проекту архитектора Ф.К. Соколова и сочетало в своей архитектуре элементы готического и русского стиля. Архитектурным прототипом Воздвиженского храма мужского двора являлись надвратные церкви древнерусских монастырей и надвратная часовня Выговской старообрядческой пустыни («поморской киновии»). Изначально храм занимал весь второй этаж корпуса и назывался «надворотной» часовней. Его венчал купол с пятью главами и осмиконечными крестами.
Ил. 25 и 26. Старообрядческий Преображенский богаделенный дом. Р. Курятников. Гравюра. 1825 г. Фрагмент. Из изд.: Н[айденов] Н.А. Москва. Снимки с видов местностей, храмов, зданий и других сооружений. — [М.], 1886. [Ч.] III. — Гравюра XLII. Выговская старообрядческая мужская киновия. Фрагмент лубка «Родословное древо Андрея и Семена Денисовых». XIX в.
Ил. 27 и 28. Интерьер надвратного храма. Фотография. Нач. 1880-х гг. Икона Архистратига Михаила из “Облачного” чина. Фрагмент. Фотография. Нач. ХХ в.
Внутреннее пространство было украшено множеством древних и редких икон новгородского, московского, строгановского и монастырского писем. Среди икон храма находился и так называемый “Облачный” деисусный поясной чин, состоящий из семи образов. Его происхождение долгое время приписывали школе древнерусского иконописца Андрея Рублева. Однако среди современных ученых распространено устойчивое мнение о его гораздо более позднем происхождении. Как бы то ни было, этот уникальный памятник, сохраняемый ныне в фондах Государственной Третьяковской галереи, отличается особой одухотворенностью образов и утонченностью художественных форм.
Ил. 29. Надвратный корпус. Фрагмент плана. 2-я пол. XIX в. (ЦИАМ. Ф. 1181 Оп. 1 Д. 2 Л. 55)
Как уже упоминалось выше, в нижнем этаже надвратного корпуса находились главные ворота для входа на территорию мужской обители посетителей и въезда экипажей. По сторонам от ворот размещались трапезная палата с кухней и квасной (слева) и свечная и прачечная (справа).
Ил. 30 и 31. Келья настоятеля (контора). Акварель 1-й пол. XIX в. Частное собрание. Фрагмент. Фрагмент плана. 2-я пол. XIX в. (ЦИАМ. Ф. 1181 Оп. 1 Д. 2 Л. 55)
Келья главного наставника (настоятеля) Преображенского староверческого монастыря к середине XIX века находилась в небольшом каменном здании, к северо-западу от Успенской часовни. Прежде здесь помещались настоятели, попечители и духовные наставники богадельни, была контора, в которой проводились соборы с старообрядцев федосеевского согласия. После – помещался смотритель (светский чиновник от правительства).
Каменный одноэтажный флигель, с деревянной галереей на каменных столбах, находился вдоль северной стены монастыря, между надвратным корпусом и северными воротами. Прочие хозяйственные постройки располагались в других частях мужского двора. Это были: каменный мучной амбар, деревянные амбары, сараи, навесы для хозяйственных нужд и баня. Возле юго-западной башни находились конюшня и сарай для экипажей. У восточной стены находился сарай из крепких грубо отёсанных толстых брусьев, взятых, по преданию, от царской медоварни, стоявшей при Петре I на берегу Хапиловского пруда. Ныне этот сарай под именем “медоварни” (памятник первой половины XVIII века) сохраняется в экспозиции Музея «Коломенское». 1865 году на территории мужского двора имелось шесть колодцев.
Ил. 32–35. Сенной сарай (“медоварня”). Акварель 1-й пол. XIX в. Частное собрание. Фрагмент. Фрагмент плана. 2-я пол. XIX в. (ЦИАМ. Ф. 1181 Оп. 1 Д. 2 Л. 8). Фотография. Ок. 1967-1970 гг. из иллюстрированного альбома “Коломенское”. М., 1970. Фотография. Ок. 1965-1975 гг. Агентство печати “Новости”. М., 1970.
* * *
В царствование императора Николая Павловича, в 1854 году, под предлогом того, что часть видных прихожан старообрядческого Преображенского богаделенного дома приняли единоверие, то есть фактически присоединились к официальной Греко-Российской церкви, у староверов были отобраны соборная Успенская и надвратная Крестовоздвиженская часовни, которые обращены в единоверческие храмы. Остальные постройки мужского двора Преображенской обители до времени оставались в ведении старообрядцев. Но к тому времени федосеевское согласие уже было объявлено вредной противогосударственной сектой и Преображенское староверческое учреждение находилось под жестким прессингом и контролем со стороны государства. В частности, в 1838 году власти вынудили попечителей продать все недвижимое имущество Преображенского богаделенного дома, находящееся в городе. Еще около 1823 года сюда властями стали назначаться специальные смотрители из гражданских чиновных лиц. Поэтому полное отторжение мужского двора в пользу единоверцев оставалось лишь вопросом времени.
Ил. 36 и 37. Мужской двор во второй половине XIX – начале XX века
Превращение староверческих часовен в единоверческие церкви потребовало перестройки самих зданий внутри и снаружи. В 1854–1857 годах в трапезной части Успенской часовни единоверцами устроен Никольский придел, а с востока пристроена алтарная апсида и над храмом вместо старой главки на глухом барабане возведена новая – на световом. Меньшей перестройке подверглась надвратная часовня, переосвященная в 1854 году в единоверческую церковь. На первом этаже надвратного корпуса вместо кухни устроена богадельня для призреваемых из единоверцев, а на месте прачечной в конце 1854 года открыто церковноприходское училище.
Давней мечтой митрополита господствующей церкви Филарета (Дроздова) было учреждение в подведомственной ему Московской епархии мужского единоверческого монастыря. Случай к этому представился в 1865 году, когда к синодальной церкви на правах единоверия присоединилось несколько видных лиц из духовенства старообрядческой Белокриницкой иерархии, среди которых были как епископы, так представители низшего духовенства и монашества. Эти лица были присоединены к единоверию в качестве простых иноков и мирян.
Ил. 38. Вид Преображенского кладбища через Хапиловский пруд. Фотография. 1886 г.
Монашествующих решено было поселить в Преображенском, полностью отобрав у старообрядцев мужской двор их обители и устроив вместо него единоверческий мужской монастырь.
Ил. 39 и 40. Е.Я. Карев. «Повесть о злоключении на Московское Преображенское кладбище и на всё старообрядческое християнство, по Божию попущению чрез враждебных людей произошедшее». Рукопись. 1866 г. НИОР РГБ
За отобранную землю и здания правительство пообещало староверам денежную компенсацию, которая, однако, так и не была выплачена. Оставшиеся старички-федосеевцы вынуждены были покинуть мужской двор и переселиться в Богоявленский корпус на женской половине. Туда же перенесено и убранство последней Троице-Богословской больничной моленной. На прежнем месте мужского отделения староверческой обители в 1866 году торжественно открыт монастырь, получивший название “Никольский единоверческий” и фактически ставший всероссийским центром противостарообрядческого миссионерства официальной Греко-Российской церкви. Таким образом, в 1854–1866 годах властными структурами Российской империи было произведено постепенное отторжение и упразднение мужского двора староверческой обители во имя Успения Пресвятыя Богородицы, называемой в официальных бумагах Преображенским богаделенным домом, а в противостарообрядческих опусах – Преображенским “раскольничьим” кладбищем. Потеря своей святыни стало трагическим ударом для московской общины старообрядцев-федосеевцев, история чего ярко и драматично изложена в труде под названием “Повесть о злоключении на Московское Преображенское кладбище и на всё старообрядческое християнство, по Божию попущению чрез враждебных людей произошедшее”, написанного насельником, начетчиком и уставщиком Преображенской обители Егором Яковлевичем Каревым в 1866 году.
Ил. 41 и 42. Колокольня (1876-1879). Фотографии. 1936 г. Собрание ГНИМА им. А.В. Щусева
Высокая отдельно стоящая каменная колокольня с северо-западной стороны основного объема Успенской церкви мужского двора построена единоверческими прихожанами в псевдоготическом стиле в 1876–1879 годах по проекту архитектора Максима Карловича Геппенера. Средства на её сооружение пожертвовали московский купец первой гильдии Алексей Иванович Хлудов, почетный гражданин Иван Васильевич Носов (посмертно) и другие жертвователи. Её строительством руководил домашний архитектор А.И. Хлудова – Пётр Петрович Скоморошенко.
Через несколько лет после того, как в 1877 году А.И. Хлудов (годы жизни: 1818–1882) завещал Никольскому единоверческому монастырю свою уникальную библиотеку древних греческих и славянских рукописей и старопечатных книг, она поступила в распоряжение обители. В 1881–1882 годах, по проекту и под наблюдением архитектора П.П. Скоморошенко, за алтарем надвратной Крестовоздвиженской церкви, в одной связи с ней, устроено специальное помещение для так называемой “Хлудовской” библиотеки, на средства сына А.И. Хлудова – Михаила Алексеевича. Весной 1883 года библиотека была открыта для посетителей.
Ил. 43. Вид на Мужской двор с северо-запада. Фотография. 2-я пол. 1920-х гг. ГНИМА им. А.В. Щусева
К 1922 году монастырь, некогда отобранный у старообрядцев и отданный единоверцам, закрыт и на его территории организовано общежитие коммуны завода “Радио” и разместился нервный санаторий “Преображенский”. В том же году 5-й Отдел Наркомата юстиции произвел обследование монастыря, в результате чего постановил надвратную Крестовоздвиженскую церковь, как типичный домовый храм, ликвидировать. В начале 1923 года состоялась передача храма со всеми ценными древними иконами и утварью в ведение Главмузея. Вскоре пятиглавие, венчавшее надвратный храм, было разрушено. В 1960-е годы внутри здания надвратного корпуса располагались жилые квартиры, позже – разные организации.
В бывшем Больничном (или Братском) корпусе в 1920-е годы устроена советская трудовая школа. В последующие годы советской власти эта часть мужского двора была отгорожена от остального ансамбля и закрыта для посещения. Помещения на этой территории занимали различные советские учреждения.
Ил. 44. Успенский храм Мужского двора. Фотография. 1936 г. ГНИМА им. А.В. Щусева
Успенский соборный храм в 1922 году 5-й отдел Наркомата юстиции предложил передать по договору верующим при условии постройки ими забора и устройства отдельного входа для изолирования здания от остальной территории. Тогда же был запрещен колокольный звон. 14 марта 1924 года Президиум Моссовета постановил закрыть Успенскую церковь, но 30 июня того же года это постановление было отменено, а Президиуму Моссовета предложено передать церковь в пользование прихода единоверцев.
По некоторым сведениям, приход единоверцев продолжал использовать оба храма бывшего Никольского единоверческого монастыря до второй половины 1920-х годов. В те же 1920-е Успенский соборный храм оказался в ведении обновленческой церкви. Вполне вероятно, что местные единоверцы в результате тогдашнего раскола новообрядческой церкви, подчинились обновленческому синоду. Другие подобные прецеденты известны.
Весной 1930 года, после закрытия храма старообрядцев поморского согласия в Токмаковом переулке, его община перебралась в главную часть Успенской церкви и перенесла сюда часть церковного убранства. В трапезной части продолжал оставаться приход обновленческого синода.
В начале 1930-х годов большая часть стен и все башни мужского двора были разобраны. В 1977–1980 годах, под руководством Игоря Климентьевича Русакомского, отреставрированы большая колокольня и сохранившаяся часть монастырских стен.
Ныне главный объем Успенского храма занимает Московская община Древлеправославной Поморской Церкви, а трапезную часть – приход Московского Патриархата. Бывший больничный (братский) корпус занимает московская старообрядческая община Древлеправославной Поморской Церкви с храмом в честь Пресвятой Троицы и св. ап. Иоанна Богослова, открытым в 2005 году.
К настоящему времени главы и кресты над основным объемом здания надвратного корпуса восстановлены, помещения переданы в ведение местных религиозных организаций. В одном из помещений располагается Научно-исследовательский отдел при Совете православных церковных приходов Преображенского монастыря, а в нижнем этаже здания планируется создание музея, посвященного истории и культуре Преображенского старообрядческой обители.