Третий зал музея посвящен истории Преображенского старообрядческого духовного центра после революции 1917 года, важнейшим вехам, событиям и явлениям в его жизни.
Октябрьский переворот 1917 года коренным образом повлиял на жизнь старообрядчества, как и на судьбы других конфессий в России. За первые и последующие десятилетия советской власти было национализировано имущество религиозных организаций, большинство монастырей и храмов закрыто, некоторые из них полностью или частично разрушены, перестроены под гражданские нужды. В стране были запрещены религиозное образование, открытая проповедь, процессии и т.д. Духовенство и церковнослужители ущемлены в гражданских правах, многие из них были репрессированы по обвинению в контрреволюционной и антисоветской деятельности. Заключениям в тюрьмы и лагеря, ссылкам, расстрелам подверглись и рядовые верующие граждане, и члены их семей. Все эти новые реалии отразились и на судьбе Московской Преображенской старообрядческой общины.
История Преображенского старообрядческого монастыря и религиозных обществ на его исторической территории в советский период (1917–1991 годы) в настоящее время находится в процессе научного исследования. Однако отдельные вехи этого времени достаточно ясно определены и могут быть представлены вниманию всех, для кого Преображенский монастырь является духовным и культурным средоточием староверия и для тех, кому интересна история этого места.
Первый раздел экспозиции третьего зала посвящен переломному 1917 и последующим за ним годам советской власти в истории России и Преображенского монастыря. Новая власть с первых своих шагов провозгласила антирелигиозную политику, самым непосредственным образом затронувшую все вероисповедания и религиозные конфессии, в частности, староверие.
Илл. 2. Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах, принятый Советом Народных Комиссаров РСФСР 20 января (2 февраля) 1918 года. РГАСПИ. Копия
Приход к власти большевиков в городе Москве очень скоро отразился на жизни Преображенской старообрядческой общины. 20 января (2 февраля) 1918 года Совнарком РСФСР принял так называемый «Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах». В декрете объявлялось: «10. Все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах и не пользуются никакими ни преимуществами, ни субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений. <…> 12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют. 13. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ».
Илл. 3. Заметка «В совещании всех согласий» из журнала «Вестник Всероссийского союза христиан поморского согласия» за 1918 год
На рубеже 1917–1918 годов в Москве возникла религиозно-общественная организация под названием «Совещание советов Всероссийских съездов и союзов старообрядцев всех согласий», в деятельности которой приняли участие и представители Преображенской старообрядческой общины – Т.И. Илларионов и П.В. Москвин. Одной из задач «Совещания советов» стало ведение переговоров с большевиками о правах старообрядцев на их бывшее, а теперь национализированное, церковное имущество.
Илл. 4. Торжественник и Чин дванадесяти псалмов. Печатные издания типографии Преображенского богаделенного дома. 7426 (1918) год. Собрание Московской Преображенской старообрядческой общины
В экспозиции представлены последние издания старообрядческой типографии Преображенского богаделенного дома, ликвидированной властями в 1918 году.
В 1919 году властями принято решение реквизировать Богоявленскую, Ильинскую и Преображенскую моленные женского двора. Но тогда верующим удалось отстоять свои моленные. В 1922 году Бауманский райсовет вновь поднял вопрос о ликвидации моленных в надвратном и других корпусах. Одна за другой моленные на женском дворе стали закрываться, а иконы из них переноситься в соборную Крестовоздвиженскую часовню.
Последней весной 1934 года была закрыта Успенская моленная мужского корпуса (№ 6) на женском дворе, в части которого в 1920-е – 1930-е располагался Инвалидный дом старообрядцев «Преображенск».
Илл. 5. Акт движимого инвентаря в корпусе № 6. 12 марта 1927 года. Архив Московской Преображенской старообрядческой общины
Долгие годы все корпуса женского двора были заняты под жилье и различные учреждения. И только Крестовоздвиженская соборная часовня оставалась оплотом духовной жизни для старообрядцев федосеевского согласия СССР и зарубежья.
Илл. 6. План Крестовоздвиженского соборного храма Старообрядческого религиозного объединения. 10 октября 1934 года. Архив Московской Преображенской старообрядческой общины
К 1922 году бывший мужской двор Преображенского богаделенного дома, некогда отобранный у старообрядцев и переименованный в Никольский единоверческий монастырь, закрыт и на его территории разместился санаторий «Преображенский» (имени С.С. Корсакова). Успенский соборный и Крестовоздвиженский надвратный храмы мужского двора некоторое время были закрыты. 10 июля 1922 году 5-й отдел Наркомата юстиции предложил передать Успенский храм «по договору членам группы верующих, поставив последним непременное условие изолировать этот храм посредством забора и устройства отдельного входа, а также устранением могущего мешать занятиям звона». 14 марта 1924 года Президиум Моссовета постановил закрыть Успенскую церковь. Однако 30 июня того же года это постановление было отменено, а президиуму Моссовета предложено передать церковь «в пользование группы верующих единоверцев».
Весной 1930 года, после закрытия в Токмаковом переулке храма старообрядцев поморского согласия, его община перебралась в основную часть Успенской церкви и перенесла сюда часть церковного убранства.
В 1932–1943 годах Никольская трапезная часть соборного храма находилась в пользовании обновленческой церкви, а с декабря 1943 года и по настоящее время здесь приход Московского Патриархата.
Илл. 7. Мужской двор Преображенского богаделенного дома. Фотография. 1920-е годы. Фотоархив ГНИМА им. А.В. Щусева
Расположенный к востоку от Успенского соборного храма Больничный (или Братский) корпус построен в 1798 году. В 1920-е годы в нем устроена советская трудовая школа. В последующие годы советской власти эта часть мужского двора была отгорожена от остального ансамбля и закрыта для посещения. Здания на этой территории занимали различные советские учреждения.
На одной из стен третьего зала представлено панно, изображающее общий вид мужского двора со стороны улицы Преображенский вал в 1920-е годы.
В начале 1930-х годов большая часть стен и все башни мужского двора были разобраны. В советское время утрачены части восточной, северной и южной стен женского двора.
Илл. 8. Список двадцатки группы верующих старообрядцев старопоморского согласия беспоповцев Преображенского кладбища. 1937 год. Архив Московской Преображенской старообрядческой общины
В 1920-е – 1930-е годы Преображенская старообрядческая община федосеевского согласия пережила череду потрясений, связанных как с закрытием большинства ее храмов, так и с репрессиями со стороны власти в отношении ее духовных наставников и прихожан. В рамках исследования судеб клира и прихожан в советский период в музее планируется создание мемориального раздела, посвященного памяти репрессированных наставников и членов Преображенской общины.
Илл. 9. Приходо-расходная книга старообрядческой общины Преображенского кладбища. 1940-е годы. Фрагмент. Архив Московской Преображенской старообрядческой общины
Во время Великой Отечественной войны в Крестовоздвиженском старообрядческом храме продолжались богослужения, приходили молиться прихожане. Несомненно, члены общины вносили свой посильный вклад в военные нужды. Кто-то воевал на фронтах, другие возносили молитвы к Богу. Среди документов Преображенской старообрядческой общины военных лет находятся свидетельства о пожертвованиях прихожан на подарки бойцам Красной армии.
Одним из свидетельств молитвенного подвига прихожан общины во время войны являются сохранившиеся списки «Сна Пресвятой Богородицы», переписанные от руки в 1941–1945 годах Алевтиной Сергеевной Снегиревой.
Илл. 10. «Сон Пресвятой Богородицы». Рукопись. А.С. Снегирева. 1941 год. Фрагмент. Архив Московской Преображенской старообрядческой общины
В экспозиции третьего зала особое внимание уделено истории издания старообрядческого церковного календаря. В 1926 году старообрядцы-беспоповцы в Латвии (город Двинск (Даугавпилс)) начали издавать старообрядческие церковные календари в виде книжек. Известны двинские издания 1926–1930 годов. Ежегодный старообрядческий церковный календарь относительно регулярно стал издаваться с 1936 года Гребенщиковской старообрядческой общиной в Риге, и выходил вплоть до 1944 года.
Илл. 11. Настенный старообрядческий календарь-указатель на 1947 год. Архив Московской Преображенской старообрядческой общины
С 1949 года издание возобновилось. Но систематически ежегодные беспоповские календари стали выходить только с 1954 года. Они издавались совместно староверами поморского и федосеевского согласий и пользовались значительным спросом среди старообрядческого населения Советского Союза, о чем свидетельствует огромная переписка между издателями и верующими из многих уголков огромной страны. В переписке, помимо вопросов реализации и доставки, встречаются обсуждения материалов и проектов издававшихся календарей, авторские некрологи и статьи разных авторов, среди которых были такие видные деятели старообрядчества тех лет как И.Н. Заволоко, М.И. Чуванов и другие.
Илл. 12. Старообрядческий церковный календарь на 1957 год. Обложка и одна из страниц. Архив Московской Преображенской старообрядческой общины
Издателями старообрядческого церковного календаря за 1954–1990-е годы являлись Высший старообрядческий Совет Литвы (Литовской ССР), Рижская Гребенщиковская старообрядческая община, Московская Преображенская старообрядческая община, Московская поморская старообрядческая община, позже и Ленинградская поморская старообрядческая община. После 1996 года Преображенская старообрядческая община старопоморского согласия стала издавать отдельный календарь-месяцеслов.
Илл. 13. Хор храма Московской Преображенской старообрядческой общины. Фото из Старообрядческого церковного календаря на 1956 год. Архив Московской Преображенской старообрядческой общины
Председателем совета Преображенской старообрядческой общины в 1930-е годы была Надежда Федоровна Михайлова. По разным сведениям, с 1929 или с 1951 года председателем совета был Максим Сергеевич Сергеев (годы жизни: 1886–1967).
Илл. 14. М.С. Сергеев. Фотография. 1952 год; письмо на имя Сергеева из Управления по делам искусств Мосгорисполкома. 1954 год. Архив Московской Преображенской старообрядческой общины
С 1967 года председателем совета избран Михаил Иванович Чуванов (годы жизни: 1894–1988), выдающийся деятель Преображенской старообрядческой общины, известный библиофил и коллекционер.
Илл. 15. М.И. Чуванов. Фотография. 1980-е годы; «Сказание о лестовке». Настенный лист. Литография с ручной подкраской. Из кабинета М.И. Чуванова в Крестовоздвиженском храме
М.И. Чуванову посвящен особый мемориальный комплекс экспозиции. Михаил Иванович происходил из крестьянской семьи. Его отец был старообрядцем федосеевского согласия, иконописцем. Систематического образования Михаил Иванович не получил, хотя в 1910–1920-х годах вольнослушателем посещал Народный университет имени А.Л. Шанявского. В 1910 году поступил учеником наборщика в типографию Рябушинских. Работал в различных московских типографиях, прошел путь от типографского рабочего до руководителя типографии.
Илл. 16. Мемориальный комплекс Чуванова в экспозиции музея: письменный стол и стул из кабинета Михаила Ивановича в Крестовоздвиженском храме
В советские годы Михаил Иванович состоял членом общества «Старая Москва», Общества изучения Московской области, Московского клуба экслибристов, Общества изучения русской усадьбы (главный библиограф общества), Русского библиографического общества и др.
Илл. 17. Пишущая машинка NAUMANN, модель Ideal. Германия. 1930-е — 1940-е годы. Принадлежала М.И. Чуванову
М.И. Чуванов рано начал собирать книги. В результате многих лет поисков и собирательства его библиотека вобрала в себя уникальную коллекцию рукописных книг (около шестисот, в том числе свыше сорока рукописей XV–XVII веков), книг кириллической печати XVI–XX веков (около трехсот экземпляров), рукописей и редких изданий о старообрядчестве, по истории Москвы, а также около трех с половиной тысяч книг с автографами авторов. Коллекцию из семидесяти пяти икон XVI–XIX веков Чуванов в 1988 году подарил Музею личных коллекций. Жил он на станции Ухтомская Московско-Казанской железной дороги, в доме, построенном по проекту В.М. Васнецова. Похоронен на Преображенском кладбище.
Илл. 18. Комплекс Преображенского старообрядческого монастыря на плане города Москвы. 1957 год. Фрагмент