107061, г. Москва,
ул. Преображенский Вал, д. 17б стр. 2

К постоянной экспозиции музея

Зал №3 «История Преображенского монастыря с 1917 года до 1990-х гг.»

Зал №3 «История Преображенского монастыря с 1917 года до 1990-х гг.»

История Преображенского старообрядческого монастыря в советский период

Третий зал музея посвящен истории Преображенского старообрядческого духовного центра после революции 1917 года, важнейшим вехам, событиям и явлениям в его жизни.

Октябрьский переворот 1917 года коренным образом повлиял на жизнь старообрядчества, как и на судьбы других конфессий в России. За первые и последующие десятилетия советской власти было национализировано имущество религиозных организаций, большинство монастырей и храмов закрыто, некоторые из них полностью или частично разрушены, перестроены под гражданские нужды. В стране были запрещены религиозное образование, открытая проповедь, процессии и т.д. Духовенство и церковнослужители ущемлены в гражданских правах, многие из них были репрессированы по обвинению в контрреволюционной и антисоветской деятельности. Заключениям в тюрьмы и лагеря, ссылкам, расстрелам подверглись и рядовые верующие граждане, и члены их семей. Все эти новые реалии отразились и на судьбе Московской Преображенской старообрядческой общины.

История Преображенского старообрядческого монастыря и религиозных обществ на его исторической территории в советский период (1917–1991 годы) в настоящее время находится в процессе научного исследования. Однако отдельные вехи этого времени достаточно ясно определены и могут быть представлены вниманию всех, для кого Преображенский монастырь является духовным и культурным средоточием староверия и для тех, кому интересна история этого места.

Первый раздел экспозиции третьего зала посвящен переломному 1917 и последующим за ним годам советской власти в истории России и Преображенского монастыря. Новая власть с первых своих шагов провозгласила антирелигиозную политику, самым непосредственным образом затронувшую все вероисповедания и религиозные конфессии, в частности, староверие.

Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах, принятый Советом Народных Комиссаров РСФСР 20 января (2 февраля) 1918 года. РГАСПИ. Копия

Илл. 2. Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах, принятый Советом Народных Комиссаров РСФСР 20 января (2 февраля) 1918 года. РГАСПИ. Копия

Приход к власти большевиков в городе Москве очень скоро отразился на жизни Преображенской старообрядческой общины. 20 января (2 февраля) 1918 года Совнарком РСФСР принял так называемый «Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах». В декрете объявлялось: «10. Все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах и не пользуются никакими ни преимуществами, ни субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений. <…> 12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют. 13. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ».

Заметка «В совещании всех согласий» из журнала «Вестник Всероссийского союза христиан поморского согласия» за 1918 год

Илл. 3. Заметка «В совещании всех согласий» из журнала «Вестник Всероссийского союза христиан поморского согласия» за 1918 год

На рубеже 1917–1918 годов в Москве возникла религиозно-общественная организация под названием «Совещание советов Всероссийских съездов и союзов старообрядцев всех согласий», в деятельности которой приняли участие и представители Преображенской старообрядческой общины – Т.И. Илларионов и П.В. Москвин. Одной из задач «Совещания советов» стало ведение переговоров с большевиками о правах старообрядцев на их бывшее, а теперь национализированное, церковное имущество.

Торжественник и Чин дванадесяти псалмов. Печатные издания типографии Преображенского богаделенного дома. 7426 (1918) год. Собрание Московской Преображенской старообрядческой общины

Илл. 4. Торжественник и Чин дванадесяти псалмов. Печатные издания типографии Преображенского богаделенного дома. 7426 (1918) год. Собрание Московской Преображенской старообрядческой общины

В экспозиции представлены последние издания старообрядческой типографии Преображенского богаделенного дома, ликвидированной властями в 1918 году.

В 1919 году властями принято решение реквизировать Богоявленскую, Ильинскую и Преображенскую моленные женского двора. Но тогда верующим удалось отстоять свои моленные. В 1922 году Бауманский райсовет вновь поднял вопрос о ликвидации моленных в надвратном и других корпусах. Одна за другой моленные на женском дворе стали закрываться, а иконы из них переноситься в соборную Крестовоздвиженскую часовню.

Последней весной 1934 года была закрыта Успенская моленная мужского корпуса (№ 6) на женском дворе, в части которого в 1920-е – 1930-е располагался Инвалидный дом старообрядцев «Преображенск».

Акт движимого инвентаря в корпусе № 6. 12 марта 1927 года. Архив Московской Преображенской старообрядческой общины

Илл. 5. Акт движимого инвентаря в корпусе № 6. 12 марта 1927 года. Архив Московской Преображенской старообрядческой общины

Долгие годы все корпуса женского двора были заняты под жилье и различные учреждения. И только Крестовоздвиженская соборная часовня оставалась оплотом духовной жизни для старообрядцев федосеевского согласия СССР и зарубежья.

План Крестовоздвиженского соборного храма Старообрядческого религиозного объединения. 10 октября 1934 года. Архив Московской Преображенской старообрядческой общины

Илл. 6. План Крестовоздвиженского соборного храма Старообрядческого религиозного объединения. 10 октября 1934 года. Архив Московской Преображенской старообрядческой общины

К 1922 году бывший мужской двор Преображенского богаделенного дома, некогда отобранный у старообрядцев и переименованный в Никольский единоверческий монастырь, закрыт и на его территории разместился санаторий «Преображенский» (имени С.С. Корсакова). Успенский соборный и Крестовоздвиженский надвратный храмы мужского двора некоторое время были закрыты. 10 июля 1922 году 5-й отдел Наркомата юстиции предложил передать Успенский храм «по договору членам группы верующих, поставив последним непременное условие изолировать этот храм посредством забора и устройства отдельного входа, а также устранением могущего мешать занятиям звона». 14 марта 1924 года Президиум Моссовета постановил закрыть Успенскую церковь. Однако 30 июня того же года это постановление было отменено, а президиуму Моссовета предложено передать церковь «в пользование группы верующих единоверцев».

Весной 1930 года, после закрытия в Токмаковом переулке храма старообрядцев поморского согласия, его община перебралась в основную часть Успенской церкви и перенесла сюда часть церковного убранства.

В 1932–1943 годах Никольская трапезная часть соборного храма находилась в пользовании обновленческой церкви, а с декабря 1943 года и по настоящее время здесь приход Московского Патриархата.

Мужской двор Преображенского богаделенного дома. Фотография. 1920-е годы. Фотоархив ГНИМА им. А.В. Щусева

Илл. 7. Мужской двор Преображенского богаделенного дома. Фотография. 1920-е годы. Фотоархив ГНИМА им. А.В. Щусева

Расположенный к востоку от Успенского соборного храма Больничный (или Братский) корпус построен в 1798 году. В 1920-е годы в нем устроена советская трудовая школа. В последующие годы советской власти эта часть мужского двора была отгорожена от остального ансамбля и закрыта для посещения. Здания на этой территории занимали различные советские учреждения.

На одной из стен третьего зала представлено панно, изображающее общий вид мужского двора со стороны улицы Преображенский вал в 1920-е годы.

В начале 1930-х годов большая часть стен и все башни мужского двора были разобраны. В советское время утрачены части восточной, северной и южной стен женского двора.

Список двадцатки группы верующих старообрядцев старопоморского согласия беспоповцев Преображенского кладбища. 1937 год. Архив Московской Преображенской старообрядческой общины

Илл. 8. Список двадцатки группы верующих старообрядцев старопоморского согласия беспоповцев Преображенского кладбища. 1937 год. Архив Московской Преображенской старообрядческой общины

В 1920-е – 1930-е годы Преображенская старообрядческая община федосеевского согласия пережила череду потрясений, связанных как с закрытием большинства ее храмов, так и с репрессиями со стороны власти в отношении ее духовных наставников и прихожан. В рамках исследования судеб клира и прихожан в советский период в музее планируется создание мемориального раздела, посвященного памяти репрессированных наставников и членов Преображенской общины.

Приходо-расходная книга старообрядческой общины Преображенского кладбища. 1940-е годы. Фрагмент. Архив Московской Преображенской старообрядческой общины

Илл. 9. Приходо-расходная книга старообрядческой общины Преображенского кладбища. 1940-е годы. Фрагмент. Архив Московской Преображенской старообрядческой общины

Во время Великой Отечественной войны в Крестовоздвиженском старообрядческом храме продолжались богослужения, приходили молиться прихожане. Несомненно, члены общины вносили свой посильный вклад в военные нужды. Кто-то воевал на фронтах, другие возносили молитвы к Богу. Среди документов Преображенской старообрядческой общины военных лет находятся свидетельства о пожертвованиях прихожан на подарки бойцам Красной армии.

Одним из свидетельств молитвенного подвига прихожан общины во время войны являются сохранившиеся списки «Сна Пресвятой Богородицы», переписанные от руки в 1941–1945 годах Алевтиной Сергеевной Снегиревой.

«Сон Пресвятой Богородицы». Рукопись. А.С. Снегирева. 1941 год. Фрагмент. Архив Московской Преображенской старообрядческой общины

Илл. 10. «Сон Пресвятой Богородицы». Рукопись. А.С. Снегирева. 1941 год. Фрагмент. Архив Московской Преображенской старообрядческой общины

В экспозиции третьего зала особое внимание уделено истории издания старообрядческого церковного календаря. В 1926 году старообрядцы-беспоповцы в Латвии (город Двинск (Даугавпилс)) начали издавать старообрядческие церковные календари в виде книжек. Известны двинские издания 1926–1930 годов. Ежегодный старообрядческий церковный календарь относительно регулярно стал издаваться с 1936 года Гребенщиковской старообрядческой общиной в Риге, и выходил вплоть до 1944 года.

Настенный старообрядческий календарь-указатель на 1947 год. Архив Московской Преображенской старообрядческой общины

Илл. 11. Настенный старообрядческий календарь-указатель на 1947 год. Архив Московской Преображенской старообрядческой общины

С 1949 года издание возобновилось. Но систематически ежегодные беспоповские календари стали выходить только с 1954 года. Они издавались совместно староверами поморского и федосеевского согласий и пользовались значительным спросом среди старообрядческого населения Советского Союза, о чем свидетельствует огромная переписка между издателями и верующими из многих уголков огромной страны. В переписке, помимо вопросов реализации и доставки, встречаются обсуждения материалов и проектов издававшихся календарей, авторские некрологи и статьи разных авторов, среди которых были такие видные деятели старообрядчества тех лет как И.Н. Заволоко, М.И. Чуванов и другие.

Старообрядческий церковный календарь на 1957 год. Обложка и одна из страниц. Архив Московской Преображенской старообрядческой общины

Илл. 12. Старообрядческий церковный календарь на 1957 год. Обложка и одна из страниц. Архив Московской Преображенской старообрядческой общины

Издателями старообрядческого церковного календаря за 1954–1990-е годы являлись Высший старообрядческий Совет Литвы (Литовской ССР), Рижская Гребенщиковская старообрядческая община, Московская Преображенская старообрядческая община, Московская поморская старообрядческая община, позже и Ленинградская поморская старообрядческая община. После 1996 года Преображенская старообрядческая община старопоморского согласия стала издавать отдельный календарь-месяцеслов.

Хор храма Московской Преображенской старообрядческой общины. Фото из Старообрядческого церковного календаря на 1956 год. Архив Московской Преображенской старообрядческой общины

Илл. 13. Хор храма Московской Преображенской старообрядческой общины. Фото из Старообрядческого церковного календаря на 1956 год. Архив Московской Преображенской старообрядческой общины

Председателем совета Преображенской старообрядческой общины в 1930-е годы была Надежда Федоровна Михайлова. По разным сведениям, с 1929 или с 1951 года председателем совета был Максим Сергеевич Сергеев (годы жизни: 1886–1967).

М.С. Сергеев. Фотография. 1952 год; письмо на имя Сергеева из Управления по делам искусств Мосгорисполкома. 1954 год. Архив Московской Преображенской старообрядческой общины

Илл. 14. М.С. Сергеев. Фотография. 1952 год; письмо на имя Сергеева из Управления по делам искусств Мосгорисполкома. 1954 год. Архив Московской Преображенской старообрядческой общины

С 1967 года председателем совета избран Михаил Иванович Чуванов (годы жизни: 1894–1988), выдающийся деятель Преображенской старообрядческой общины, известный библиофил и коллекционер.

М.И. Чуванов. Фотография. 1980-е годы; «Сказание о лестовке». Настенный лист. Литография с ручной подкраской. Из кабинета М.И. Чуванова в Крестовоздвиженском храме

Илл. 15. М.И. Чуванов. Фотография. 1980-е годы; «Сказание о лестовке». Настенный лист. Литография с ручной подкраской. Из кабинета М.И. Чуванова в Крестовоздвиженском храме

М.И. Чуванову посвящен особый мемориальный комплекс экспозиции. Михаил Иванович происходил из крестьянской семьи. Его отец был старообрядцем федосеевского согласия, иконописцем. Систематического образования Михаил Иванович не получил, хотя в 1910–1920-х годах вольнослушателем посещал Народный университет имени А.Л. Шанявского. В 1910 году поступил учеником наборщика в типографию Рябушинских. Работал в различных московских типографиях, прошел путь от типографского рабочего до руководителя типографии.

Мемориальный комплекс Чуванова в экспозиции музея: письменный стол и стул из кабинета Михаила Ивановича в Крестовоздвиженском храме

Илл. 16. Мемориальный комплекс Чуванова в экспозиции музея: письменный стол и стул из кабинета Михаила Ивановича в Крестовоздвиженском храме

В советские годы Михаил Иванович состоял членом общества «Старая Москва», Общества изучения Московской области, Московского клуба экслибристов, Общества изучения русской усадьбы (главный библиограф общества), Русского библиографического общества и др.

Пишущая машинка NAUMANN, модель Ideal. Германия. 1930-е — 1940-е годы. Принадлежала М.И. Чуванову

Илл. 17. Пишущая машинка NAUMANN, модель Ideal. Германия. 1930-е — 1940-е годы. Принадлежала М.И. Чуванову

М.И. Чуванов рано начал собирать книги. В результате многих лет поисков и собирательства его библиотека вобрала в себя уникальную коллекцию рукописных книг (около шестисот, в том числе свыше сорока рукописей XV–XVII веков), книг кириллической печати XVI–XX веков (около трехсот экземпляров), рукописей и редких изданий о старообрядчестве, по истории Москвы, а также около трех с половиной тысяч книг с автографами авторов. Коллекцию из семидесяти пяти икон XVI–XIX веков Чуванов в 1988 году подарил Музею личных коллекций. Жил он на станции Ухтомская Московско-Казанской железной дороги, в доме, построенном по проекту В.М. Васнецова. Похоронен на Преображенском кладбище.

Комплекс Преображенского старообрядческого монастыря на плане города Москвы. 1957 год. Фрагмент

Илл. 18. Комплекс Преображенского старообрядческого монастыря на плане города Москвы. 1957 год. Фрагмент