01. Неизвестный художник. Вид старообрядческого Преображенского богадельного дома и кладбища. Москва. Первая половина – середина XIX века (не ранее 1811 года, не позднее 1853/1854 годов). Бумага, акварель, гуашь, белила. Частное собрание
Второй зал музейной экспозиции посвящен истории Преображенского старообрядческого монастыря с 1771 по 1917 год. Зал включает следующие тематические разделы: «Духовная преемственность Преображенского монастыря от Соловецкой обители и Выговского старообрядческого общежительства», «Формирование архитектурного ансамбля Преображенского монастыря», «Репрессии против Преображенского монастыря в эпоху правления Николая I (1825–1855) и Александра II (1855–1881)», «Золотой период старообрядчества (1905–1917)».
Духовные истоки Преображенского старообрядческого монастыря восходят к Выговскому поморскому общежительству и, через Выг, к Соловецкой обители. Раскрытию этой темы посвящен первый комплекс экспонатов.
Соловецкое восстание 1668–1676 годов является важнейшим событием ранней истории старообрядчества, когда в защиту старой веры выступил крупнейший русский монастырь.
История так и не покорившегося Соловецкого монастыря была очень важна для всего старообрядчества, она служила примером исключительной стойкости. Осаде Соловков посвящены «История о отцех и страдальцех Соловецких» Симеона Денисова, «Повесть о Соловецком восстании» инока Николы, Григорьева сына, и старообрядческие лубки.
02. Книги «История об отцех и страдальцех Соловецких», изданные в Москве, в типографии Преображенского богаделенного дома в 1913 и 1914 годах (в центре и справа). Собрание Московской Преображенской старообрядческой общины
Книга 1914 года раскрыта на развороте с миниатюрой, изображающей погребение монахов Соловецкого монастыря. Надпись под миниатюрой «Остальцы благочестия кадят мученические гробы». На миниатюре изображены монахи, один из них – с лестовкой и кацеей.
Рядом с книгами представлена кацея из собрания Преображенской старообрядческой общины и меднолитая икона «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие», выполненная преображенскими мастерами.
03. Икона. Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Начало XX века. Москва. Старообрядческое медное заведение. Частное собрание
В 1680-е годы иноки из Соловецкого монастыря, спасшиеся после Соловецкого восстания, поселились у реки Выг и основали там скиты. В это время, в 80-е годы XVII века, Выговская пустынь, лежащая в глубине северо-восточного побережья Онежского озера, представляла собой незаселенную, труднодоступную и труднопроходимую местность. Именно эти особенности и привлекли сюда старообрядцев, скрывавшихся от преследований церковных и светских властей.
Здесь, еще до основания Выговского старообрядческого общежительства, нашли убежище выходцы из Соловецкого монастыря: дьякон Игнатий, старцы Герман Коровка и Геннадий Качалов, иноки Кирилл, Корнилий и Виталий.
Постепенно на Выгу возник ряд поселений деревенского типа, которые в 1694 году по благословению инока Корнилия были преобразованы в монастырское общежительство.
Несмотря на все трудности, не прошло и пяти лет, как, согласно документальным источникам, число насельников достигло 2 тысяч человек, были построены большая часовня, келии, заведено обширное хозяйство. Сюда, на этот островок древнего благочестия, переселялись не только окрестные крестьяне, но и старообрядцы из Поморья, северо-западной и центральной России.
В 1706 году, в 20 верстах от мужской Богоявленской обители, стоявшей на реке Выг, построили женскую обитель – Крестовоздвиженскую – на реке Лексе. Таким образом, Выговское общежительство по факту стало Выго-Лексинским и состояло из двух монастырей: мужского и женского.
Старообрядческое общежительство сознательно создавалось как монастырь. Его основатели воспользовались уставами древних обителей: Кирилло-Белозерской, Троице-Сергиевой, Иосифо-Волоколамской и Соловецкой. Традиции древнерусской монастырской жизни Выг впитывал не только через книги, но и непосредственно, благодаря монахам, покинувшим свои обители после введения в них новых обрядов и переселившимся на Выг.
Большая заслуга в организации внутренней жизни Выговской пустыни принадлежала священноиноку Пафнутию, который много лет жил в Соловецкой обители и хорошо знал ее устав.
04. Витрина, посвященная Выговскому общежительству
В экспозиции представлены памятники из собрания преображенской общины: книга «История Выговской пустыни», изданная по рукописи Ивана Филиппова (СПб.,1862); парные настенные листы XIX века с портретами Андрея и Семиона Денисовых.
Братья Денисовы сыграли колоссальную роль в истории Выговского общежительства. Андрей Денисов Вторушин (1674–1730) – основатель и первый киновиарх (1702–1730) Выговского общежительства, старообрядческий писатель. Автор основной части «Поморских ответов» (1723), ставших настольной книгой всех старообрядцев. Симеон Денисов Вторушин (1682–1740) – родной брат Андрея Денисова, один из основателей Выговского общежительства, старообрядческий писатель, церковный историк.
Первый попечитель московского Преображенского кладбища Илья Алексеевич Ковылин посещал Выго-Лексинское общежительство в 1771–1772 годах. По решению федосеевского собора, на Выг отправилась делегация во главе с И.А. Ковылиным и известным московским федосеевским наставником, знатоком богослужебного устава и церковного пения Михаилом Евстигнеевичем Бажановым. Их целью было изучение богослужебного устава знаменитой Выговской обители, который в дальнейшем лег в основу устава Преображенского монастыря.
И.А. Ковылин лично познакомился с планировкой Выго-Лексинского общежительства. Территория этого духовного центра включала два монастыря: мужской и женский, – каждый был обнесен стеной, в центре каждого монастыря находилась соборная часовня, а вокруг нее размещались жилые и хозяйственные постройки. Эта планировка нашла свое воплощение в пространственном замысле нового комплекса Преображенского старообрядческого монастыря.
Члены московской федосеевской общины неоднократно подчеркивали духовную связь Преображенского монастыря с Выговским общежительством и Соловецким монастырем. Так, например, в 1805 году в преображенский сборник «Отеческие завещания» были включены статьи «Выговского чиновника». Позже это преемство подчеркивалось в исторической части «Красного устава» (1883–1884) – книге, содержащей свод догматических и церковно-бытовых установлений старообрядцев-федосеевцев.
Эта же связь подчеркнута в изображении выгорецких общежителей из собрания Государственного Исторического музея (1870-х – 1880-х гг.), на которой вместе с выговскими отцами и учителями изображен попечитель Преображенской обители, московский купец Константин Егоров.
05. Выгорецкие общежители. Москва. Преображенское кладбище. 1870–1880-е годы. Дерево, левкас, масло. ГИМ
Во втором зале представлены копии планов монастыря, сдланных в разные годы. На планах зафиксированы различные этапы строительства архитектурного ансамбля. Представленные в хронологическом порядке эти копии планов имеют большую научную ценность.
Первым каменным зданием стала Успенская соборная часовня (1783–1785). Первоначально Успенский храм был неотапливаемым, одноглавым, с невысокой каменной колокольней.
Вторым каменным зданием староверческого духовного центра стал двухэтажный больничный корпус (1798), в котором жили призреваемые старики-старообрядцы и «книжные», т.е. чтецы и певцы. Он был построен из кирпича завода И.А. Ковылина на средства московского купца и здешнего попечителя Ефима Ивановича Грачева.
06. План старообрядческому Преображенскому кладбищу с состоящими на оном строениями. 1804 год. РГИА
Описанные здания мы можем видеть на плане, начерченном в конце 1804 года, то есть накануне грядущего здесь масштабного каменного строительства. Это наиболее ранний из известных на сегодняшний день планов Преображенского старообрядческого монастыря.
Следующим по хронологии является план монастыря, начерченный не позднее 1810 года и отражающий следующий этап строительства. На нем мы видим обозначенные серым цветом постройки, предназначенные под снос, и очерченные красным контуром будущие корпуса женского двора. К 1810 году монастырь буквально преобразился: старая деревянная часовня на кладбище заменена на новую и построены каменные корпуса женского двора. Именно тогда был окончательно сформирован архитектурный ансамбль Преображенской обители, состоявший из двух дворов: мужского и женского,– с каменными постройками, обнесенными монастырскими стенами с башнями по углам.
07. План Преображенского богаделенного дома в Москве с обозначением принадлежности земельных участков, занимаемых богадельней. Не позднее 1810 года РГИА
На женском дворе были возведены каменная соборная Крестовоздвиженская моленная (около 1811) и до 40 деревянных келий, которые детально отображены на плане 1840-х годов.
Однако в середине 1850-х годов, в конце правления Николая I, кельи и ряд других деревянных построек монастыря были снесены. Кроме того, в марте 1854 года Успенская соборная моленная была передана единоверцам. После этого уже в апреле 1854 года в моленной был освящен придельный алтарь во имя святителя Николы Чудотворца, а в 1857 году, в годы правления Александра II, к моленной был пристроен центральный алтарь. Все указанные изменения отражены на плане 1860-х годов, копия которого представлена в экспозиции.
Среди памятников, запечатлевших архитектурный ансамбль Преображенского старообрядческого монастыря, особое место занимает акварель «Вид старообрядческого Преображенского богадельного дома и кладбища», созданная неизвестным художником в первой половине – середине XIX века.
Дата создания акварели неизвестна, но изображенные на ней строения позволяют определить время с точностью до нескольких десятилетий. В центре женского двора художник изобразил соборную Крестовоздвиженскую часовню, которая была построена не ранее 1811 года. Здесь же на территории женского двора изображены деревянные кельи. Снос более 40 келий на женском дворе был осуществлен зимой-весной 1854 года, по всей видимости, по приказу московского генерал-губернатора. Таким образом, на акварели представлен вид Преображенского старообрядческого монастыря, каким он был не ранее 1811 года, но не позднее рубежа 1853–1854 годов.
Оригинал этого редкого изображения Преображенской обители хранится в Новосибирске, в старообрядческой семье потомков федосеевского наставника. Благодаря исследованиям сибирских ученых Е.Ф. Фурсовой и А.И. Голомянова нам стало известно это произведение, имеющее большое историко-культурное и художественное значение.
В этом же разделе представлены книги и напольные подсвечники, бытовавшие в моленных женского двора.
Последний тематический раздел зала посвящен «золотому периоду старообрядчества». Высочайший указ правительствующему Сенату «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года и высочайше утвержденные в тот же день Положения Комитета министров об укреплении начал веротерпимости стали поистине эпохальными документами в истории староверия. Они открыли новый исторический период, продлившийся всего 12 лет, с 1905 по 1917 год: короткий, но чрезвычайно яркий и насыщенный «золотой век старообрядчества».
На общем собрании 16 ноября 1906 года федосеевцы заявили о создании общины. Почетным председателем был избран Григорий Климентьевич Горбунов. В 1907 году община была зарегистрирована под наименованием «Московская община христиан древле-православно-кафолического вероисповедания и благочестия старопоморского согласия».
11. Раздел экспозиции, посвященный «золотому периоду старообрядчества»
В 1908 году Министерство внутренних дел утвердило новый Устав Преображенского богаделенного дома. Уставом регламентировалась духовная и хозяйственная деятельность общины. Отныне община имела право устраивать храмы, часовни, книгохранилища и кладбища, могла приобретать для осуществления своих целей движимые и недвижимые имущества, образовывать капиталы, а также устраивать типографии. Церковными делами общины управляли духовные лица совместно с Советом общины, которому принадлежало непосредственное заведование делами. По Уставу один раз в год собирались общие собрания общины, где избирались духовные лица, настоятели и наставники, староста, принимались почетные члены.
1 октября 1908 года на Преображенском кладбище состоялся Всероссийский съезд старообрядцев-беспоповцев старопоморского согласия. Почти 400 человек представляли Москву, Петербург, Казань, Донскую область и другие местности России. На съезде было решено организовать в Преображенском школу для мальчиков и девочек, которая была торжественно открыта 17 октября 1909 года близ кладбища на улице Девятая Рота.
В 1907 году Г.К. Горбуновым была создана старообрядческая типография. Отдельные издания этой известной типографии можно видеть в залах музея. С 1909 года Преображенская община издавала ежегодные отчеты, один из которых представлен в экспозиции.
В 1912 году по проекту знаменитого архитектора Л.Н. Кекушева рядом со входом на женскую половину началось строительство кирпичного трехэтажного здания старообрядческой больницы.
Строительство и оснащение больницы завершилось в 1914 году, и почти сразу в ее стенах начали оказывать помощь раненым на фронтах Первой мировой войны.
В годы Первой мировой войны многие члены Преображенской старообрядческой общины были мобилизованы. Назвать всех поименно пока не представляется возможным. Лишь некоторые имена представлены в экспозиции.
12. Члены московской Преображенской старообрядческой общины – участники Первой мировой войны
Первая мировая война помешала осуществлению многих общественно-культурных начинаний старообрядцев-федосеевцев. Но еще более трагический перелом ожидал страну в 1917 году…