«Потом же и сам упражняйся во всяком деле и ко всем наукам и будеши разумевати явственно,
и будешь искусен во всем»
Из поморского указа «Как финифтом наводить»

Эти слова из поморского указа можно определить как наставление всем мастерам литейного дела, где бы они ни работали: в общежительстве или скитском поселении, в селе или городе. Именно этим советам неизвестного мастера-старообрядца следовали талантливые меднолитные художники Москвы. Пришло время воздать должное их мастерству…

К 250-летию создания Преображенского монастыря Совет православных церковных приходов начал работу по созданию экспозиции, посвященной истории и культуре этого известного центра старообрядчества. Важной частью этого проекта должна стать экспозиция «Преображенское медное литье старообрядческих мастерских Москвы».

Выбор темы далеко не случаен. Именно в этом историко-культурном и мемориальном пространстве, рядом с монастырем, в частных домовладениях на улице Девятая Рота располагались мастерские, в которых отливались медные кресты, иконы и складни для старообрядцев федосеевского согласия всей России.

Впервые в музейной практике планируется воплотить экспозиционный проект, посвященный истории московской меднолитой пластики конца XVIII – начала XX века. За прошедшие десятилетия удалось не только определить значительный ряд вещественных памятников, но и выявить комплекс документальных источников, подтверждающих существование медных заведений в Лефортовской части г. Москвы .

Для этого масштабного комплекса, планируемого на основе собрания Преображенской общины и частных коллекций, а также архивных документов, определение специфики московского медного художественного литья может стать главной целью экспозиции. Это позволит согласиться или внести уточнения в замечание известного знатока старообрядческой культуры и книжности В.Г. Дружинина (1859–1936), касающееся особенностей преображенского медного литья: «…К Московским же можно относить предметы очень грубые по отливке и по позолоте» .

Для воплощения этой цели необходимо решить следующие задачи: выявить истоки московской меднолитой пластики; представить основные этапы развития медного литья; показать типологию, иконографию и выявить особенности орнаментики крестов, икон и складней; определить роль московских медных заведений в становлении литейного дела в других регионах России.

Создание старообрядческого Преображенского кладбища в 1771 году способствовало дальнейшему развитию литейного дела в Москве. Известно, что после организации общины ее основатель Илья Алексеевич Ковылин (1731–1809) ездил «с товарищами» в Выговское общежительство и ознакомился «с порядком Поморской [обители. – Е.З.] и чиносодержанием, с которого испросил себе точное всего описание» . По образцу знаменитого Выговского монастыря на территории Преображенского кладбища работали иконописцы и переписчики книг, но нет упоминаний о литейных мастерских на мужском дворе . Организация медных заведений на территории города позволила не только сохранить, но и продолжить развитие этого вида прикладного искусства с конца XVIII до начала XX века.

Главной причиной такого скрытого существования меднолитейных мастерских был известный указ Петра I от 31 января 1723 года, запрещавший повсеместное производство и бытование медного литья, с древности получившего распространение в Москве и ее окрестностях . По архивным документам установлено, что эти мастерские существовали на территории частных домовладений, располагавшихся в непосредственной близости от Преображенского кладбища. Именно в этих заведениях Лефортовской части стали отливать кресты и складни «наподобие поморских» для своих общин, которые «молятся образам только медным, и то работы своих единоверцев» .

Медные иконы, кресты и складни, созданные поморскими мастерами, стали образцами для многочисленных мастерских по всей территории России и, прежде всего, Москвы. Благодаря исследованиям, начатым В.Г. Дружининым еще в начале XX века и затем продолженным уже его последователями , стал известен основной репертуар и типология, а также художественные особенности поморской пластики.

Медная пластика мастерских Выговского поморского общежительства являлась без преувеличения лучшей за всю историю существования литейного промысла. По точному выражению старообрядца Ф.А. Каликина (1876 – 1971), оно «доведено было до совершенства, какого еще ни древняя Русь, ни новая Российская империя не знала» .

Для удовлетворения молитвенных потребностей приверженцев поморского согласия нужны были «правильные» кресты, иконы и складни. Меднолитые поморские кресты с изображением «Распятия Христова» получили восьмиконечную форму и строго определенную композицию – на верхнем конце креста изображался «Спас Нерукотворный» с надписью «Царь Славы IС ХС Сынъ Божiи».

Кресты и складни (двустворчатые, трехстворчатые, четырехстворчатые) были основными видами продукции знаменитой Выговской «медницы». Наибольшую популярность получил новый иконографический вариант меднолитого трехстворчатого складня «Деисус, с избранными святыми», известного под наименованием «девятка» . Святым, которые были изображены на этом складне, были посвящены приделы в моленных Выговского общежительства .

Программным произведением поморских литейщиков стал четырехстворчатый складень «Двунадесятые праздники и избранные святые в молении образам Богоматери «Тихвинская», «Владимирская», «Смоленская», «Знамение» или, как его торжественно именуют в источниках, – «большие праздничные створы». Высокий уровень мастерства выговских литейщиков состоял в создании разборной модели складня, позволявшей выполнять не только отдельные иконки, но и создавать из них различные варианты трехстворчатых складней с изображением праздничных сюжетов.

Известно немного и о выговских мастерах литейного дела, имена некоторых упоминались в письменных источниках, среди них «новгородец посадский человек Василий Евстратов… с племянником своим…» и их земляк «Василий Петров сын Лобков… да с оным Лобковым обще работал Горбун» .

Участие новгородских мастеров и их профессионализм сказались в быстром становлении производства как в самом монастыре, так и в 5 скитах Выговского суземка . Створки поморских складней, по своей форме близкие к квадрату, и мягкая пластика этих рельефных композиций напоминали древние новгородские красномедные образцы .

Таким образом, сохранив древнерусские традиции, в старообрядческом поморском литье с начала 1710 годов стали складываться его отличительные признаки: прекрасная формовка, тонкая отливка и тщательная отделка, золочение, стекловидные разноцветные эмали.

Накопленные навыки поморского литейного дела нашли свое теоретическое осмысление в двух рукописных указах «О медном мастерстве» и «Как финифтом покрывать», составленных неизвестным мастером-старообрядцем XVIII века . Согласно первому из них, при подготовке земли к литью медных образов «…надать выместить мягко и ежели [земля. – Е.З.] суха будет то квасом полей чтоб мерно и вымеси мягко и ежели хочешь знать когда готова будет к печатанию то возьми оную землю зажми в руку плотно ежели будет знать с ладони видать письмо тогда годна и печатай в опоки створы или распятия, и другие всякия вещи…» .

Сложно ответить, известны ли были эти тексты московским мастерам, сумевшим достичь высокого уровня литья и декорирования поверхности своих изделий стекловидными эмалями? Но с уверенностью можно сказать, что мастера смогли повторить не только сложившийся иконографический ряд поморской пластики, но и значительно его расширить, с учетом потребностей и новых исторических условий, сложившихся в большом городе.

Полагаем, что в медных заведениях Лефортовской части г. Москвы производство меднолитых крестов, икон и складней удалось наладить достаточно быстро благодаря финансовой поддержке такого влиятельного попечителя федосеевской общины, как Федор Алексеевич Гучков (1777–1856) .

По архивным материалам удалось установить существование нескольких мастерских в Лефортовской части г. Москвы, работавших для федосеевской общины. В течение целого столетия владелицами одного домовладения и мастерской на улице Девятая Рота были сестры Ирина и Аксинья Тимофеевы, затем, сменяя друг друга, Екатерина Петрова, Пелагея Панкратова и Фелицата Панкратова .

Историю этого домовладения № 277 , которое располагалось в 3-м квартале Лефортовской части, на улице Девятая Рота, следует представить на экспозиции комплексом графических материалов, позволяющих проследить все изменения, которые произошли на его территории за целое столетие. Если на начальном этапе, когда домовладение принадлежало сестрам Тимофеевым, на плане домовладения среди жилых и нежилых строений под № 3 значится «одноэтажное жилое, в коем медноплавильный горн общей площадью 43,5 (сажень. – Е.З.)», то позднее, в 1908 году, при владелице Пелагее Панкратовой уже строится каменная кузница «для литья бронзовых небольших вещей» .

Использование графического материала позволит представить историю и другого медного заведения на улице Девятая Рота. Имя его владелицы Марии Ивановны Соколовой упоминается в мемуарах красносельского мастера-литейщика А.П. Серова (1899–1974), который в 1910-е годы, еще подростком, приезжал в Москву вместе со своим отцом .

Расширение деятельности этого заведения, выпускавшего не только меднолитые, но и серебряные изделия , позволило М.И. Соколовой приобрести собственное домовладение на улице Девятая Рота и начать строительство новой мастерской и кузницы на его территории . В 1890-х годах этот период истории мастерской М.И. Соколовой связан с ее сыном Сергеем Егоровичем . В начале 1900-х годов заведение вновь перешло к М.И. Соколовой и затем к ее зятю Ефиму Федоровичу Лизунову . Завершением этого комплекса, посвященного истории известного московского медного заведения, может стать фото сохранившегося здания бывшей мастерской (совр. адрес – улица Девятая Рота, дом 27, стр. 2).

Представленный графический комплекс – это документированное основание для последующего экспонирования вещественных памятников конца XVIII – начала XX века. В этом комплексе необходимо показать состав, типологию и иконографию московской меднолитой пластики, отличавшейся разнообразием орнаментальных мотивов.

В этом значительном ряду выделяется большой позолоченный восьмиконечный крест «Распятие Христово», с образом «Спаса Нерукотворного» на верхнем конце. Этот крест как первый датированный московский образец, известный нам, заслуживает пристального внимания. Поверхность оборотной стороны креста украшена побегами виноградной лозы и дополнена небольшими гладкими медальонами, в которых отлита надпись: «СЕИ КРЕСТЪ ВЫЛИТЪ В МОСКВЕ». На нижнем конце текст продолжен: «1787 ГОДУ МЕСЯЦА МАРТА 1 ЧИСЛА». Высокое качество литья отличает это произведение, созданное по поморскому образцу .

Особую группу составляют датированные предметы конца XVIII – начала XIX века работы московского мастера Михайло Гупкина. Изделия его работы с буквами «МГ», «М» и датами, известными начиная с 1793 по 1813/1814 годы, отличаются способом постановки на готовых изделиях в виде прямоугольных клейм или мелких точек, выбитых чеканом (ил. 1–2).

Складень. Деисус, с избранными святыми. 1794 – 1795 г.

Ил. 1. Складень. Деисус, с избранными святыми. 1794 – 1795 г.

Складень. 1794 – 1795 г. Оборот

Ил. 2. Складень. 1794 – 1795 г. Оборот

Выявленные датированные предметы позволили сделать вывод, что мастер-старообрядец беспоповского согласия Михайло Гупкин начал работать в Москве в конце XVIII века, а затем продолжил свою деятельность уже в Калуге . Об этом свидетельствует четырехстворчатый складень 1793 года, с выбитой надписью на нижних торцах второй и третьей створок: «МИХАЙЛО ГУПКИНЪ МОСКВА ЗТА (7301–1793) ЛЕТА ИЮНЯ М(ЕСЯ)ЦА». О калужском периоде его работы свидетельствует четырехстворчатый складень 1798/1799 года с надписью, которая содержала не только указание на место производства, но и имя мастера. На обороте третьей створки складня выбит текст: «ЗТЗ (7307–1799) ЛЕТО ВЫЛИТЫ В КАЛУГЕ М МИХАЙЛО».

Дальнейший поиск архивных документов, возможно, позволит определить, заказы какой московской старообрядческой общины (поморской, федосеевской или филипповской) выполнял этот талантливый мастер литейного дела в конце XVIII – начале XIX века. Но эта традиция ставить «удостоверяющие знаки» найдет свое продолжение именно среди мастеров-чеканщиков, работавших для старообрядцев-федосеевцев.

Уже в первой половине XIX века в московском заведении Ирины и Аксиньи Тимофеевых, выполнявшем заказы Преображенской общины, сложился основной ассортимент продукции (кресты, иконы и складни), и определились характерные признаки московской пластики. В дальнейшем уже при новой владелице Екатерине Петровой шла постоянная работа не только по увеличению объема выпускаемых изделий, но и совершенствованию их декоративного оформления. В этот период существования медного заведения сформировался весь известный нам репертуар медной продукции, получившей широкое почитание как «преображенское литье», отличающееся повышенной декоративностью, золочением и яркой цветовой гаммой эмалей.

Лучшими произведениями московской пластики стали изделия медного и серебряного заведения М.И. Соколовой в конце XIX – начале XX века. Произведения этой московской мастерской имели особые отличительные признаки, которые наиболее ярко проявились именно в эмалевой палитре. Особую нарядность отдельным произведениям придавали контрастные цвета, положенные мелкими мазками на белый фон. Другой особенностью декора стало украшение изделий эмалями одного цвета, с передачей оттенков, различных по своей насыщенности. Произведения этого известного московского медного и серебряного заведения стали достойным завершением истории преображенского медного литья.

О профессионализме московских мастеров так вспоминал мастер А.П. Серов: «…Матка (модель) креста изготовляется мастером-гравером. Работа очень сложная, требующая хорошего мастера-практика. Такие мастера были только в Москве, в том числе мастер, работавший у отца, был из Москвы, который обучал нас художественному литью. Таким мастером был Одинцов Викул Исаевич , обучая работников отца секретам формовки и занимающийся подчеканиванием моделей, он получал жалованье у отца 75 р. в месяц…» . На основании этих сохранившихся рукописных мемуаров красносельского мастера можно попытаться представить на экспозиции реконструкцию отдельных этапов технологического процесса.

В целом представление о качестве преображенской пластики сформировалось на основе анализа значительного ряда произведений, отмеченных монограммами московских мастеров и владельцев медных заведений в виде так называемых «удостоверяющих знаков», некоторые из которых удалось расшифровать.

В этом комплексе должны быть представлены произведения работы не только мастера Михайло Гупкина, но и Игната Тимофеева, работавшего в заведении своих сестер Ирины и Аксиньи Тимофеевых. Из ассортимента продукции медного заведения Тимофеевых наибольшую известность получили «двухвершковые» отливки с образом Богоматери «Казанская», украшенные виноградной лозой. Иконы, созданные по модели мастера Игната Тимофеева, отливались с такой сокращенной надписью: «С ИК КА ИГ ТИ», которая может быть прочитана, как «Сия икона Казанская Игната Тимофеева». К числу редких отливок работы этого мастера принадлежит икона «Покров Богородицы», отмеченная монограммой «ИГ ТИ» (ил. 3).

Покров Богородицы. Первая половина XIX века. Мастер Игнат Тимофеев


Ил. 3. Покров Богородицы. Первая половина XIX века. Мастер Игнат Тимофеев

Среди мастеров, работавших в медном заведении Е.П. Петровой, широкую известность получили произведения Родиона Семеновича Хрусталева. Имя этого мастера и его инициалы: «М.Р.С.Х.», «Р.С.Х.», «Р.Х.», «ЧР СХ», «РХ РС» – выявлены на большом количестве меднолитых произведений 1870–1880-х годов (ил. 4). Предположение о работе мастера в медном заведении Екатерины Петровой возникло на основании анализа всех выявленных отливок с монограммой «М.Р.С.Х.».

Икона Богоматери Смоленская. Последняя четверть XIX в. Мастер Р.С. Хрусталев

Ил. 4. Икона Богоматери Смоленская. Последняя четверть XIX в. Мастер Р.С. Хрусталев


На отдельных экземплярах этих иконографических композиций значатся надписи: «М.Р.С.Х. 8 Л. 1879 Г.», которые могут быть расшифрованы следующим образом: «В 1879 году мастер Родион Семенович Хрусталев проработал в этом заведении 8 лет». Действительно, самая ранняя дата, известная нам, на отливках этого мастера – 1872. Именно этот год значится, как начало работы мастерской при новой владелице.

В этой группе выделяется четырехстворчатый складень «Двунадесятые праздники и избранные святые в молении образам Богоматери «Тихвинская», «Владимирская», «Смоленская», «Знамение»», отмеченный не только датой «1883 год», но и развернутой дарственной надписью, отлитой на наружной стороне второй створки. В верхней части килевидного завершения значится: «АWПГ. (1883) Го М.Р.С. ХРУСТАЛ. Е. ПЕТРОВОЙ ЗТЧА. (7391–1883) Л.».

Полное имя Родиона Хрусталева установлено также на отдельных произведениях московской медной пластики. Среди этих редких отливок – икона «Троица Ветхозаветная» и вторая створка четырехстворчатого складня. На большом количестве отливок этого мастера проставлены как различные варианты его монограммы «М.Р.С.Х.», так и даты: 1872, 1876, 1879, 1883, 1884, 1885 годы.

Кроме складня, в мастерской на улице Девятая Рота Родион Хрусталев выполнил целый ряд меднолитых произведений. Анализ отдельных образцов дает возможность более точно определить характер работы этого московского мастера. На оборотной стороне большеформатной иконы «Успение Богородицы» 1872 года отлита надпись в две строки: «ОТЪ, ЧЕКАНИЛ МАСТЕРЪ, РОДИОН СЕМЕН ХРУСТАЛЕВ». На аналогичной отливке, отмеченной датой «1883 г.», читается надпись: «ПО(Д)ПРАВИЛ М.Р.С.Х.», т. е. подчеканил. Значит, этот мастер был чеканщиком, занимавшимся изготовлением и правкой моделей для литья.

Особую группу произведений мастерской М.И. Соколовой составляет партия меднолитых предметов, отмеченных отлитым клеймом с инициалами владелицы «МС» : «Сретение Господне», «Преображение Господне», «Богоматерь Неопалимая купина», «Богоматерь Всем скорбящим Радость», «Огненное восхождение пророка Илии», «Мученики Кирик и Иулита, с избранными святыми» и большой трехстворчатый складень «Деисус».

При новом хозяине Сергее Соколове меднолитые изделия стали выходить с его монограммой «З СС», т. е. «Заведение Сергея Соколова». Именно этими монограммами отмечены такие произведения, как «Спас Благое Молчание», «Седмица», «Рождество Христово», «Воскресение Христово-Сошествие во ад», «Покров Богородицы», «Богоматерь Смоленская», «Богоматерь Казанская», «Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб», Крест-Распятие и Крест-Распятие, с предстоящими.

Меднолитые предметы стали выпускаться с монограммой «З С», т. е. «Заведение Соколовой», когда мастерская вновь перешла к М.И. Соколовой. Среди этих произведений – «Богоматерь Феодоровская», «Седмица», «Богоявление Господне» (ил. 5), «Троица Ветхозаветная», «Преображение Господне», «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие», «Преподобный Сергий Радонежский» и другие.

Богоявление Господне. Начало ХХ века. Мастер Р.С. Хрусталев.

Ил. 5. Богоявление Господне. Начало ХХ века. Мастер Р.С. Хрусталев

В начале XX века иконы, кресты и складни московского производства как произведения «лучшей поморской работы» разошлись по всей России и стали образцами для мастерских в селах Красное Костромской губернии , Старая Тушка на Вятке , Становое в Тобольской губернии и многих других, до 1930-х годов продолжавших традиции литейного дела.

Экспозиция, посвященная московскому медному литью старообрядческих мастерских и размещенная в одном из мемориальных корпусов Преображенского монастыря, должна стать достойным вкладом к предстоящему юбилейному событию в истории общины.